В перспективах развития морского круизного туризма в СЗФО и проблемах, которые сдерживают рост круизного турпотока, разбирались корреспонденты "РГ".
У старого причала
В прошлом году Санкт-Петербург принял 446 тысяч иностранных туристов на круизных лайнерах - на пять тысяч меньше, чем в позапрошлом году. Город на Неве находится на третьем месте в пятерке ведущих круизных дестинаций Балтийского моря, уступая Копенгагену и Стокгольму и опережая Таллин и Хельсинки. В 2012 году столицы Дании, Швеции и Эстонии показали незначительный рост круизного пассажирооборота (от 0,7 до 4 процентов), столица Финляндии и Северная столица России - незначительный спад.
Пассажиропоток на паромных линиях, которые обслуживает единственный в России паромный оператор Балтийского моря из Санкт-Петербурга, в свою очередь демонстрирует стабильный рост. В 2010 году перевозчик организовал регулярное паромное сообщение по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки, в 2011 году пустил второй паром по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Таллин - Санкт-Петербург.
В прошлом году клиентами петербургской компании стали 648 тысяч пассажиров - на 30 процентов больше, чем в 2011 году. В основном это выездные туристы - россияне, которые отправляются из города на Неве в путешествие по портам Балтийского моря. Однако есть и иностранные въездные туристы (около 100 тысяч человек). В мае 2009 года президент РФ подписал постановление правительства, согласно которому иностранные пассажиры паромов получили возможность посещать российскую территорию в течение 72 часов без виз. Для пассажиров круизных лайнеров трехдневное безвизовое пребывание на территории России было регламентировано еще в 2003 году.
Как отмечают эксперты "РГ", догнать Копенгаген и Стокгольм по показателям морского круизного туризма Санкт-Петербургу мешают острые транспортно-логистические проблемы. Ежедневно город на Неве может принимать от 5 до 12 тысяч круизных и паромных туристов. Гостей встречают автобусы, из-за которых образуются серьезные пробки. Особенно страдают от перегрузки магистрали Васильевского острова, где располагаются сразу два пассажирских морских порта. Новый пассажирский терминал "Морской фасад", принятый в эксплуатацию в 2011 году, обслуживает в основном пассажиров круизных лайнеров. На старый причальный комплекс "Морской вокзал" прибывают паромы.
- Существенно снизить нагрузку на улично-дорожную сеть позволит доставка туристов с "Морского фасада" в центральную часть Санкт-Петербурга и в Петродворец речным транспортом, - комментирует ситуацию председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Александр Шапкин. - Такая схема предусматривалась изначально, поэтому участок земли на намывных территориях был передан ЗАО "Речной порт "Морской фасад". В перспективе, по оптимистичным прогнозам, перевозка речным транспортом будет охватывать до 50 процентов туристов, прибывающих на "Морской фасад".
Основные проблемы паромного перевозчика связаны с неразвитой портовой инфраструктурой. Одним из направлений работы петербургских паромных линий является перевозка грузов: на автопалубах паромов возможна транспортировка различной накатной техники.
- Такой формат грузоперевозки не только более выгоден, но и более экологически приемлем: вместо того, чтобы пылить по дорогам Европы, многотонный автомобиль вместе со своим грузом спокойно доходит до страны назначения морским путем, - рассуждает генеральный директор петербургского паромного перевозчика Андрей Мушкарев.
При этом "Морской фасад", который может обслуживать до полутора миллионов пассажиров в год, не имеет статуса грузопассажирского порта. Поэтому оба парома петербургской компании прибывают на разваливающийся "Морской вокзал" (последний раз модернизация этого порта проводилась в начале 1980-х годов). Пассажирам приходится стоять в многочасовых очередях на таможенном и паспортном контроле. Тем временем новый порт стоит полупустым, по итогам прошлого года мощности "Морского фасада" не были загружены даже на треть.
- По официальной информации, статус грузопассажирского порта "Морскому фасаду" не дают в связи с плотным автомобильным движением на Васильевском острове, - рассуждает Андрей Мушкарев. - Если порт начнет принимать накатные грузы, поток большегрузных автомобилей с паромов направится на улицы, что усилит транспортный коллапс. Решить проблему должно строительство современной автодороги - Западного скоростного диаметра - в западной части Васильевского острова, однако этот участок ЗСД будет создан не раньше 2014-2015 годов. Мы надеемся, что после ввода автодороги в эксплуатацию паромы нашей компании смогут обслуживаться уже в современном порту.
Еще один неприятный сюрприз преподнесли российскому паромному оператору законодатели ЕС, которые с мая 2012 года обязали пассажиров российских паромов проходить паспортный контроль в каждом порту. Между тем на европейских судах, курсирующих между портами ЕС, паспортный контроль был отменен шесть лет назад - после присоединения стран Балтии к Шенгенскому соглашению.
- Российские пассажиры, имеющие однократную визу, на круизном маршруте Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Таллин могут сойти на берег только в одном из трех портов, - поясняет Андрей Мушкарев. - А обладатели многократных виз получат целых шесть отметок в паспорте. И это не считая времени, затраченного на стояние в очередях на паспортном контроле. Российское федеральное руководство осведомлено о наших проблемах и пытается решить их в рамках переговоров с ЕС, но пока ситуация остается неизменной.
Надежда на терминал
В Калининградской области возможностями по приему международных круизных лайнеров обладает морской порт Калининград. По информации калининградского филиала ФГУП "Росморпорт", в 2011 году самый западный российский регион принял 7 лайнеров общей вместимостью 4340 человек, в 2012 году - 6 лайнеров вместимостью 3720 пассажиров, а в 2013 году - 3 лайнера вместимостью 1860 человек.
- Следующими стоянками круизных судов обычно являются морские терминалы Литвы, Латвии, Швеции, Норвегии и Эстонии, - делится с корреспондентом "РГ" информацией министр по туризму Калининградской области Марина Агеева. - Для сравнения следует сказать, что в 2012 году соседний с Калининградом порт Клайпеды (Литва) принял 44 круизных лайнера, порт Гдыни (Польша) - 70 лайнеров.
Как отмечают представители "Росморпорта", полномасштабному развитию круизного судоходства в эксклаве препятствуют ограничения морского порта Калининград по максимальным габаритам судов. В частности, морские ворота области не могут принимать лайнеры, длина которых превышает 200 метров, а ширина - 30 метров. Решить эту проблему позволит строительство пассажирского терминала для крупных морских лайнеров в городе Пионерском.
- Сейчас правительство Калининградской области проводит переговоры с потенциальными инвесторами, которые будут участвовать в возведении терминала на принципах государственно-частного партнерства, - рассказывает региональный министр по туризму. - Ведутся работы по согласованию технической стороны проекта. В частности, исследуется спрос со стороны международных круизных компаний на осуществление рейсов в Калининградскую область. В будущем, исходя из полученных данных, будет проведена корректировка технического задания, с учетом строительства необходимой инфраструктуры и возможной загруженности терминала.
Раньше многие иностранные круизные лайнеры обходили калининградский порт стороной из-за длительного пограничного контроля. В начале прошлого года, к примеру, для оформления 800 пассажиров судна пограничникам требовалось 8 часов. К концу 2012 года проблему удалось решить. Время оформления 800 пассажиров сократилось до 55-60 минут благодаря увеличению количества пограничных нарядов, оформляющих суда, и приобретению мобильных сканирующих устройств.
- Калининградская область имеет очень выгодное географическое положение: расстояние от калининградского морского порта до крупнейших иностранных портов на Балтике составляет 400-700 километров, - подводит итог Марина Агеева. - Поэтому развитию морского круизного туризма в регионе уделяется большое внимание, а строительство нового морского пассажирского терминала является одним из наиболее обсуждаемых вопросов в повестке дня регионального правительства.
Дорогой наш порт
Архангельская область, которая пытается позиционировать себя как туристская гавань Русского Севера, с 2004 по 2012 год приняла 21 иностранное судно с туристами из Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, США и других стран мира.
- Безусловно, масштаб приема круизных судов не сопоставим с Санкт-Петербургом, - отмечает заместитель губернатора Архангельской области по региональной политике Сергей Ковалев. - Однако, как показали исследования администраций круизных лайнеров, коэффициент удовлетворенности иностранных туристов после посещения портов Архангельской области и ее прибрежных территорий превышает 90 процентов. Об интересе иностранных туристов к региону свидетельствует и ежегодный рост числа заходов зарубежных пассажирских судов с туристами в морской порт Архангельск и на Соловецкие острова. По предварительной оценке, общее количество таких судозаходов в ближайшие годы может быть доведено до 20-30 в туристский сезон.
По словам Сергея Ковалева, уже сегодня туроператоры Архангельской области получают запросы от иностранных судовладельцев на организацию в 2015 году трехдневных экскурсионных программ по Соловецким островам и двухдневных программ по Архангельску. Привлекают зарубежных туристов и уникальные природные территории национального парка "Русская Арктика", который включает в себя острова архипелага Новая Земля и архипелаг Земля Франца-Иосифа.
- Круизный туризм увеличивает вклад индустрии гостеприимства в региональную экономику, - продолжает заместитель губернатора Архангельской области. - В среднем однодневный заход иностранного пассажирского судна в морской порт Архангельск приносит области не меньше одного миллиона рублей. Это и учтенные прямые расходы судовладельца, связанные с агентированием судна в порту, и расходы на организацию экскурсионного и транспортного обслуживания туристов на суше. Кроме того, круизный туризм приносит косвенные доходы, связанные с личными тратами гостей. По оценке Центра развития туризма города Хельсинки, расходы каждого круизного пассажира, прибывающего в российский морской порт, доходят до 300 евро.
При этом Архангельская область "славится" одними из самых высоких портовых сборов в СЗФО и в Европе, ставки здесь выше в 3-4 раза, чем, к примеру, в Мурманске или Санкт-Петербурге. А судовладельцы, чьи лайнеры следуют по маршруту Архангельск - Соловки, вынуждены платить сборы практически в двойном размере - как по порту Архангельск, так и по порту Онега, к которому относится портопункт "Соловки".
- Снижение ставок портовых сборов стало бы значительным стимулирующим фактором, позволяющим привлечь большее число круизных судов в Архангельскую область и увеличить долю туризма в ВРП, - подчеркивает Сергей Ковалев. - Для этого необходимо внести изменения в приказ Федеральной службы по тарифам "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" в части введения специального льготного тарифа в отношении пассажирских судов.