Уже обсуждается, каким будет проект постановления правительства РФ, который планируется принять уже в следующем году, чтобы с 2015 года новые нормы потребления воды вошли в нашу жизнь. Эксперты считают, что введение новых правил игры в коммунальной сфере ни к чему хорошему не приведет, а ресурсоснабжающие организации могут стать убыточными.
Какой должна быть норма по потреблению воды, говорить пока рано, считает главный инициатор этого проекта исполнительный директор НП ЖКХ "Развитие" Андрей Чибис. Но он уверен, что введение социальных норм в сфере водоснабжения решит целый ряд проблем, накопившихся в отрасли. "Речь идет, конечно же, о необходимости экономного потребления водных ресурсов, но главное - об устранении износа основных фондов, а также доведении воды до уровня нормативных требований", - рассказал он "РБГ".
О важности экономить водные ресурсы говорится давно. Больше года назад глава Росводоресурсов Марина Селиверстова в интервью "РБГ" рассказала, что водные ресурсы в нашей стране крайне дешевы, нигде в мире они так дешево не обходятся потребителю. "В моем понимании, это одна из тех форм скрытой дотации, которую сегодня государство предоставляет юридическим и физическим лицам, использующим водные ресурсы для развития производственной и предпринимательской деятельности", - считает глава ведомства.
По ее мнению, ничто так не дисциплинирует, как счетчики. Поэтому во всем мире для эффективного расходования воды используют приборы учета. "Безусловно, для того чтобы правильно соотносить свои потребности со своими возможностями, нужно считать, - говорит Марина Селиверстова. - Не важно, какой это ресурс - свет, вода, деньги".
Однако, по мнению экспертов, нет необходимости настолько экстремально подходить к сбережению водных ресурсов. О ржавых трубах и плачевном состоянии очистных сооружений известно давно, они не выдерживают никакой критики.
Однако, по мнению исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елены Довлатовой, необходимо учитывать очень важный технический нюанс, когда из-за плохого водоразбора ухудшается качество воды.
- В большинстве регионов система водоснабжения построена еще в 70-е годы прошлого века, и ни для кого не секрет, что в советские времена строили с перспективой развития городов, поэтому все трубопроводы имеют большие сечения, предусмотренные для больших пропускных мощностей, - поясняет эксперт. - И если мы резко начнем экономить на воде, это вызовет снижение скорости течения воды в трубах, что приведет к их вторичному загрязнению.
Однако худо-бедно, но замена трубопроводов в регионах все-таки идет, поэтому инициаторы введения социальных норм заявляют, что сэкономленные средства пойдут на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Однако Елена Довлатова полагает, что это пустая затея. И поясняет, что слишком высокая социальная норма по потреблению воды не позволит развиваться бизнесу, а низкая, напротив, больно ударит по карману населения. Известно, что напрямую соцнорма в водоснабжении должна коснуться только населения. Предприятия это затронет лишь в тех регионах, где еще осталось перекрестное субсидирование.
По мнению председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, прежде чем говорить о социальной норме по водопотреблению, хорошо бы вспомнить и о нормативах по воде, которые в некоторых городах превышены в среднем в три раза. В свою очередь, член правления "Российских коммунальных систем" (РКС) Григорий Терян считает, что тарифы на водоснабжение исторически были занижены и пока не выстроена госполитика по учету ресурса.
Между тем правительство поставило задачу, что рост тарифов не должен превышать 6% в год, но откуда тогда брать средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры? Ведь, как известно, инвестиции бесплатными не бывают. Получается, что деньги, которые потребитель платит за расход воды сверх установленной соцнормы, и станут источником будущих затрат на модернизацию. Однако эксперты РАВВ заявляют, что с введением новых норм предприятия не смогут планировать инвестиции, потому что рассчитать, насколько больше будут потреблять воды абоненты, фактически невозможно. По словам же Андрея Чибиса, "у каждого отдельного потребителя появится желание стимулировать проведение ремонтных работ в собственной квартире и многоквартирном доме".
У опрошенных экспертов нет понимания того, как введение социальной нормы будет происходить на практике. Проблема упирается в приборы учета, а точнее - в контроль реального потребления воды. Григорий Терян считает, что "без жесткого требования по установке приборов учета, позволяющих фиксировать реальное потребление в автоматизированном режиме, введение социальной нормы может привести в сфере водоснабжения к катастрофическим последствиям".
- Те, кто сознательно не устанавливает приборы учета или не передает показания счетчика, будут платить больше остальных, - пояснил "РБГ" Андрей Чибис. - Вдобавок к установленному нормативу в этом случае предполагается применять повышающий коэффициент при расчетах за коммунальные услуги. При этом стимул для установления прибора учета получается двойной. С одной стороны, за "неустановку" счетчика к потребителю применяется повышающий коэффициент, и ему приходится платить больше остальных за то же количество воды, с другой стороны, после установления счетчика можно будет платить согласно социальной норме".
Как происходит оплата по счетчикам на самом деле, "РБГ" рассказала генеральный директор УК "Профсервис-С" Светлана Поминова. "Во всех домах, которые обслуживает наша компания, стоят счетчики и на воду, и на электроэнергию. Причем со счетчиков за электричество мы снимаем показания сами, так как приборы учета установлены в коридорных площадках. По воде собственники подают сведения самостоятельно, в противном случае выставляем к оплате тариф по нормативу, - говорит она. - Как будем считать по социальным нормативам, мне пока непонятно, так как нет даже компьютерных программ, чтобы эти данные технически обработать и провести начисления. Другая проблема - мы не сможем проконтролировать, сколько в каждой квартире реально было использовано воды: три или один куб? Такое возможно, если бы в многоквартирных домах работала автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ), которая бы выводила на компьютер диспетчера показания счетчиков по каждой квартире. Такие системы уже устанавливаются в новых домах на электрических счетчиках, и мы ежесекундно получаем информацию по каждой квартире".
АСКУЭ - это новейшая система учета потребляемой электроэнергии, газа, воды, которая способна учитывать потребление ресурсов на уровне дома, районов, города, населенного пункта с единым диспетчерским и финансовым центрами.
Сколько стоит оснастить многоквартирный дом приборами учета? По подсчетам Григория Теряна, один такой прибор с учетом установки обойдется каждому собственнику от 800 до 2500 рублей.
Кто за это должен платить? По мнению Григория Теряна, расходы на установку внутридомовых приборов учета должен оплатить абонент, и для этого придется ужесточить законодательство, которое будет обязывать потребителя это делать. "За воду нужно платить так же, как и за хлеб, - считает эксперт. - В противном случае новая инициатива приведет к убыткам ресурсоснабжающих организаций". По его мнению, государство со своей стороны может оказать содействие, к примеру, предоставляя субсидии малоимущим или беспроцентные кредиты.
Со своей стороны инициаторы проекта считают, что оснащение современными приборами учета с дистанционным выводом на диспетчерский пункт должны взять на себя продавцы коммунальных ресурсов. Хотя, по мнению замдиректора РАВВ Натальи Побединской, эти организации и так сейчас согласно 261-ФЗ уполномочены устанавливать внутриквартирные счетчики. И, как показывает практика, справляются с этим плохо, жалуясь на нехватку оборотных средств. Если же ресурсоснабжающие компании обяжут устанавливать еще и АСКУЭ, то они как минимум увязнут в долгах и вынуждены будут массово банкротиться. Тогда непонятно, кто выиграет от введения социальной нормы на воду?
Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по ЖКХ:
- Пока инициатива с внедрением социальных норм на водопотребление носит чисто теоретический характер. Хотя она, в отличие от соцнормы по электропотреблению, отчасти обоснована. По потреблению электроэнергии мы серьезно отстаем от многих цивилизованных стран: от Германии - в два раза, от Финляндии и США - в четыре раза. Хроническое недопотребление киловатт - повод задуматься о комфортности нашего жилья. А при введении социальной нормы о теплых полах можно забыть, я уже не говорю про домашние сауны.
К примеру, в Нижнем Новгороде предлагают установить ежемесячную норму потребления в 50 кВт. Между тем в стандартной квартире, где есть утюг, холодильник, пылесос, стиральная машина, тратится не менее 100 кВт в месяц даже при экономном расходовании. А зимой, когда приходится включать обогреватели, расход растет еще больше.
Однако если по энергопотреблению мы недобираем кВт, то в водопользовании ситуация обратная. Кроме того, по моим оценкам, 70% жилищного фонда имеют счетчики электроэнергии, причем не только общедомовые, но и поквартирные. Между тем счетчики на воду установлены только в 50% домов, поквартирных и того меньше. И это несмотря на то, что 261-ФЗ об энергосбережении предписывал их установить повсеместно.
Разработчики этой инициативы, видимо, надеются, что за год должна произойти революция. Она может случиться только в случае, если бюджет субъекта РФ возьмет на себя как минимум расходы по установке общедомовых счетчиков гражданам, которые получают адресную помощь по платежам за коммунальные услуги. К примеру, в Москве такая практика уже существует, и счетчики устанавливаются как социальным нанимателям квартир, так и собственникам - получателям субсидий.