Группа Queen, фронтменом и идейным вдохновителем которой он был вплоть до своей трагической смерти в 1991 году, за время своего существования успела поиграть в массе жанров, оказав на каждый из них огромное влияние, попутно во многом сформировав современное представление о музыкальном видеоклипе, "стадионном роке" и роли шоу в музыкальном представлении. Важность участия Queen в становлении, в частности, хард-рока никто не отрицает, но иногда создается впечатление, что его недооценивают. В связи с этим сайт "РГ" решил вспомнить самые "тяжелые" песни Queen, которые появлялись в течение всего творческого пути группы. Написаны они были разными музыкантами группы - все участники коллектива принимали равное участие в творческом процессе - но без неповторимого голоса Меркьюри (равно как и без фирменного звучания уникальной гитары Брайана Мэя, барабанными феериями Роджера Тэйлора и басовой линии Джона Дикона) их представить невозможно.
Great Rat King (альбом Queen, 1973). Уже на первой пластинке будущих новых героев Великобритании наряду с наследием психоделики и явным влиянием расцветавшего прогрессива можно встретить элементы хард-рока и даже еще к тому времени не появившегося хеви-метала. Написанное самим Меркьюри эпическое повествование о Великом Короле Крыс впечатляет мощной ритм-секцией и гулким жестким гитарным звуком.
Ogre Battle (альбом Queen II, 1974). Невольными родоначальниками трэш-метала многими принято считать Motorhead. Нисколько не оспаривая заслуг Лемми и его команды аудиоэкстремистов, предлагаю обратить внимание на то, что на втором альбоме Queen, который, как и первый, некоторые чудаки причисляют к глэм-року, есть - помимо всего прочего - композиция, отвечающая всем требованиям если не самого трэш-метала, то его прото-версии точно. Это - песня Меркьюри о битве людоедов.
Stone Cold Crazy (альбом Sheer Heart Attack, 1974). В том же году был выпущен и третий альбом группы, который приблизил группу к дальнейшему коммерческому успеху. Композиция Меркьюри Stone Cold Crazy, написанная им ранее и переработанная при участии остальных участников группы - одна из самых тяжелых вещей своего времени. Недаром Metallica взялась записать на нее кавер, который, кстати, стал одним из самых действительно мощных записей знаментых американских экс-трэшеров.
Death on Two Legs (Dedicated To...) (альбом A Night at the Opera, 1975). Следующий альбом группы принес ей оглушительный успех, а песня Bohemian Rhapsody стала суперхитом несмотря на протесты радиостанций из-за ее длины. Открывающая альбом жесткая песня Death on Two Legs, посвященная нелюбимому продюсеру, исполненная с нескрываемой и нетипичной для Меркьюри злобой (видимо, для контраста в сингл с этой песней была включена песенка Good Old-Fashioned Lover Boy), наверняка заставила того, кому она была посвящена, не раз пожалеть о том, что он с ними связался.
Tie Your Mother Down (альбом A Day at the Races, 1976). Иронично-хулиганская песня, открывающая второй альбом неофициальной "дилогии", заряжает энергией на целый день. Рок-н-ролльный ритм и бодрое высокое повизгивание гитары - один из самых заводных хитов группы. Видимо, песня самим музыкантам показалась настолько скоростной, что они решили ее уравновесить следующей - меланхолично-лирической You Take My Breath Away.
Sheer Heart Attack (альбом News of the World, 1977). Блестящий и несколько недооцененный шестой альбом группы состоит из совершенно сногсшибательных композиций. Это касается и третьей из них, в которой участники Queen, похоже, достигли своего предела экстремального звучания. Эта песня ударника Тэйлора, где он играет не только на привычных для себя барабанах, но и на гитарах, - самый мощный и "тяжелый" боевик коллектива, вне всяких сомнений.
Dead on Time (альбом Jazz, 1978). Несмотря на свое название, альбом Jazz, как и все остальные у великой четверки, прямо-таки обескураживает своим жанровым разнообразием. Не обошлось и без жесткого хард-н-ролльного заряда, представленного Мэем. "Тяжелый" рок-н-ролл с оттенком лихой мрачности - это как раз в его духе.
Rock It (Prime Jive) (альбом The Game, 1980). В целом очень мягкий и лиричный альбом 80 года не оставил поклонников группы без нового убойного рок-н-ролла. На этот раз за дело снова взялся Роджер Тэйлор, который опять решил не довольствоваться ролью простого ударника и запел, что делал он не так уж часто.
Tear It Up и Hammer to Fall (альбом The Works, 1984). Записав космический саундтрек к уморительному фантастическому фильму Flash Gordon и следом за ним издав экспериментальный альбом Hot Space, Queen, к тому времени ставшие стадионными королями, снова обратились к теме классического гитарного рока. По такому поводу гитарист Мэй записал сразу две хард-роковые вещи, чем-то схожие в своей ритмичности.
One Vision (альбом Kind of Magic, 1986). Первая песня пластинки 86 года - одна из самых узнаваемых у Queen. Автором песни значится вся группа (что довольно редко) - и слышно, что каждый при записи своей партии оторвался на славу. Маршевый ритм композиции настолько запоминающийся, что ее для кавера использовали деконструкторы поп-музыки Laibach, которые для пущей убедительности вольно перевели ее на немецкий.
I Want It All (альбом The Miracle, 1989). Блюз-роковая вещь I Want It All стала одной из любимых песен среди спортивных болельщиков - наряду со специально написанными с этими целями We Will Rock You и We Are the Champions. Не в последнюю очередь - благодаря запоминающемуся риффу Мэя.
Headlong (альбом Innuendo, 1991). Последний прижизненный для Меркьюри полноформатный альбом - поистине эпохальное произведение. Третья песня Headlong, вероятно, призвана несколько приподнять настроение после первых двух прекрасных, но очень тяжелых (буквально) вещей. Клип на эту песню - последний, в котором снялся самый выдающийся рок- и поп-вокалист двух десятилетий.