05.09.2013 11:51
Культура

Театралы Нижнего и Кирова открывают сезон на разных полюсах

В Нижнем руководителю оперного театра открыли простор для поиска, а в Кирове творческому наставнику ТЮЗа "указали" на дверь
Текст:  Андрей Андреев (Киров) Альбина Макарова (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №0 (6174)
Накануне нового сезона в Нижегородском государственном театре оперы и балета имени А. С. Пушкина (НГТОБ) царит оживление, а в кировском театре юного зрителя "На Спасской" витает тень уныния. Худрук оперного строит творческие планы, а его вятский коллега пакует чемоданы.
Читать на сайте RG.RU

"Коко Шанель" и "Черевички"

О новых постановках в репертуаре НГТОБ рассказывает художественный руководитель коллектива Ренат Жиганшин:

- Все секреты не раскрою, но о главном в 79-м театральном сезоне скажу. Это премьера "Коко Шанель: страницы жизни" в постановке известного московского режиссера, заслуженного деятеля искусств России Ольги Ивановой. Зритель увидит на сцене удивительные декорации, новый формат постановки - смелый и, не побоюсь этого слова, эксклюзивный. Нижегородцам, несомненно, будет приятно, что музыку для спектакля написал народный артист России Эдуард Фертельмейстер - ректор нашей консерватории.

Еще одна изюминка, по словам Жиганшина, - постановка "Кармина Бурана" на музыку Карла Орфа: столь дорогостоящий и амбициозный проект (совместный с Мариинкой), станет, пожалуй, первым в России. Зрителя поразят световые и изобразительные эффекты, а авторская хореография признанного во всем мире балетмейстера, заслуженного артиста России Константина Иванова должна привлечь самого взыскательного театрала.

Останется в репертуаре место и классике. Зрителей ждет премьера красочной рождественской сказки-оперы Чайковского "Черевички".

- Это, на мой взгляд, самое светлое оперное произведение Чайковского, - говорит Жиганшин. - Оно просто обречено на успех, я это понял с первых же репетиций. Театр не уходит от классики, но расширяет репертуар и формы работы: успех балетного фестиваля, который мы провели в прошлом сезоне, окрыляет, хочется осуществить еще несколько перспективных проектов, причем многие из них касаются как раз классического жанра.

О том, что сейчас нижегородский оперный на подъеме, свидетельствует и тот факт, что в труппу возвращаются актеры, некогда покинувшие ее. Так, солистка оперы лауреат Всероссийского конкурса "Романсиада" Надежда Маслова, проработав в Нижнем 6 лет, ушла в музыкальный театр Карелии, но в этом сезоне ее имя вновь появится на афишах нашего театра.

Да и сам Жиганшин достаточно долго "гастролировал" по театрам страны прежде, чем вернулся в родной Нижний.

- Я не первый год в театре, но чаще стоял за дирижерским пультом, чем выступал в роли художественного руководителя, - рассказывает Жиганшин. - Конечно, я очень люблю дирижерскую работу. Но сейчас мне надо дирижировать целым театром, эта задача посложнее. За дирижерским пультом все зависит от тебя, а вот в художественном руководстве важна крепкая команда профессионалов, на которую ты можешь опереться.


Худук "Театра на Спасской" Борис Павлович покидает Киров. Фото:Пресс-служба кировского ТЮЗа

Карету мне, карету

Художественный руководитель "Театра на Спасской" Борис Павлович покидает Киров. Его заявление об этом стало главным событием в культурной жизни области. Проработавший в Кирове семь лет самый молодой худрук областного театра в стране Борис Павлович, безусловно, - знаковая фигура не только в театральных кругах Вятки, но и в общественной жизни региона. Даже формально: он член региональной общественной палаты, советник губернатора на общественных началах.

А неформально он существенно "взбодрил" вятское общество своими необычными спектаклями, перерастающими в целое социокультурное явление. Как это было, в частности, со спектаклем "Я уеду (не уеду) из Кирова", поставленным по сочинениям вятских школьников. Немало споров вызвало и последнее его начинание - вечера "Чтение вслух", когда актеры театра в стиле XIX века читали вслух классику для всех желающих.

По поводу его начинаний, как и его спектаклей, в Кирове самые разные мнения. Кому-то они нравятся, кому-то - не очень. Но равнодушными точно не оставляли. И то, что эта яркая личность сейчас покидает город, - потеря безусловная.

Но почему? Этот вопрос волнует всех. Если такие неординарные люди покидают Вятку - значит, что-то не так в здешнем "королевстве".

Ответ, точнее, ответы на этот вопрос Павлович выложил на своей страничке в социальной сети.

По его словам, он не может продолжать работу в Кировской области, "потому что сегодня это невозможно: практически все, что мы делаем, мы делаем вопреки, а не благодаря".

"За семь лет Киров так и не стал моим домом в прямом смысле, - пишет он. - Область не сочла возможным (или необходимым) выделить мне квартиру - даже служебную. При этом зарплата молодого артиста - восемь тысяч рублей. И никакой программы поддержки приезжих специалистов в области нет. В результате через некоторое время артисты уезжают".

По мнению Бориса Павловича, "Театр на Спасской" дает замечательную возможность реализоваться молодым специалистам, но жить здесь, кормить семью практически невозможно. А те артисты, что остаются, делают это исключительно благодаря своему энтузиазму и фанатичной любви к искусству.

"Мой энтузиазм кончился", - заключает Павлович.

Тем не менее он считает, что семь лет с "Театром на Спасской" - лучшее, что случилось с ним за его профессиональную жизнь:

- Если бы в начале века кто-нибудь сказал мне, недавнему выпускнику питерской театральной академии, самому молодому главному режиссеру России, что я так надолго задержусь в Кирове, что мы успеем сочинить столько удивительных вещей, я бы ни за что не поверил. Семь лет - это очень много...

Тем временем

На днях состоялась встреча губернатора Кировской области Никиты Белых и Бориса Павловича. В ходе диалога худрук подтвердил свое желание покинуть Киров. В театре "На Спасской" корреспонденту "РГ" сообщили, что произойдет это в конце сентября.

Драматический театр Киров Нижний Новгород Приволжье