05.09.2013 00:50
Власть

Сергей Нарышкин: Законодательство нуждается в модернизации

Как сделать законы понятнее и лучше
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №197 (6173)
Законодательство нуждается в модернизации, но Конституцию России, которой в декабре нынешнего года исполняется 20 лет, жизненно важно сохранить "как точку опоры для развития российской правовой системы, как вершину всей системы. "Чем стабильнее текст Конституции, тем чаще всего стабильнее само государство", - такое мнение высказал председатель Госдумы Сергей Нарышкин, выступая вчера на "круглом столе" по проблемам законодательного регулирования и качества законов.
Читать на сайте RG.RU

"Само время прошедшее - 20 лет - показало, насколько фундаментальный документ - Основной Закон нашей страны, и я убежден, что сейчас нет никаких юридических, социально-экономических, а уж тем более политических аргументов и предпосылок для того, чтобы кардинальным образом менять Конституцию или вносить какие-то кардинальные изменения", - заявил спикер. Однако он не исключил, что вообще изменения возможны. Например, в рамках нынешней осенней сессии Госдума планирует рассмотреть поправку в Основной Закон страны, связанную с объединением Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Сергей Нарышкин напомнил, что некоторые изменения в Конституцию уже были сделаны: увеличен срок полномочий президента и Госдумы, введена норма об обязательном ежегодном отчете правительства перед Госдумой.

"Тема развития права и законодательства находится в центре внимания профессионального сообщества ученых, правоведов, обсуждается на страницах газет, журналов. Публикуются различные аналитические материалы, результаты опросов общественного мнения", - пояснил Нарышкин, заметив, что по поводу законотворчества депутатов нередко высказывается критика, которая свидетельствует, что "есть проблемы". Спикер назвал пять наиболее заметных. В современном праве, по словам Сергея Нарышкина, во многом присутствуют следы прежних идеологических доктрин. К тому же в принятых законах нередко присутствуют "многочисленные декларативные и отсылочные нормы". Немало и дублирования, которое, как полагает спикер, вызвано быстрым и активным законотворчеством. Следствием этого процесса является большой объем и темпы роста законодательного массива, который характерен для российской правовой системы. "Гражданам трудно разобраться во всех тонкостях правовых норм, а порой это сложно и людям подготовленным", - признал спикер. Проблемным, по его мнению, является и язык, которым пишутся законы. Он "перегружен тяжелыми формулами, избыточно конкретными, а иногда излишне общими и, наоборот, неконкретными".

Так что, сделал вывод Нарышкин, российское законодательство и правовая система "со всеми ее достоинствами и недостатками находятся в состоянии перехода от одного этапа к другому, и само право нуждается в модернизации".

Участники "круглого стола" откликнулись на этот призыв. Вице-президент РАН, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева предложила совершенствовать методику оценки воздействия будущих законов. О социологии права говорил и завкафедрой МГЮА Владимир Фадеев. Ученые-юристы особо подчеркивали, что экспертиза законопроектов должна быть на всех этапах чтения. Но она необходима и после принятия закона, чтобы понять, как он работает. Предлагалось подумать и о создании специального закона об общественной экспертизе. Сейчас этот процесс регулируется указом президента.

Нарышкин пообещал рассмотреть все предложения по совершенствованию законов. И сообщил, что к ноябрю будет подготовлен отчет Госдумы о состоянии законодательства.

Работа власти Госдума