"Само время прошедшее - 20 лет - показало, насколько фундаментальный документ - Основной Закон нашей страны, и я убежден, что сейчас нет никаких юридических, социально-экономических, а уж тем более политических аргументов и предпосылок для того, чтобы кардинальным образом менять Конституцию или вносить какие-то кардинальные изменения", - заявил спикер. Однако он не исключил, что вообще изменения возможны. Например, в рамках нынешней осенней сессии Госдума планирует рассмотреть поправку в Основной Закон страны, связанную с объединением Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Сергей Нарышкин напомнил, что некоторые изменения в Конституцию уже были сделаны: увеличен срок полномочий президента и Госдумы, введена норма об обязательном ежегодном отчете правительства перед Госдумой.
"Тема развития права и законодательства находится в центре внимания профессионального сообщества ученых, правоведов, обсуждается на страницах газет, журналов. Публикуются различные аналитические материалы, результаты опросов общественного мнения", - пояснил Нарышкин, заметив, что по поводу законотворчества депутатов нередко высказывается критика, которая свидетельствует, что "есть проблемы". Спикер назвал пять наиболее заметных. В современном праве, по словам Сергея Нарышкина, во многом присутствуют следы прежних идеологических доктрин. К тому же в принятых законах нередко присутствуют "многочисленные декларативные и отсылочные нормы". Немало и дублирования, которое, как полагает спикер, вызвано быстрым и активным законотворчеством. Следствием этого процесса является большой объем и темпы роста законодательного массива, который характерен для российской правовой системы. "Гражданам трудно разобраться во всех тонкостях правовых норм, а порой это сложно и людям подготовленным", - признал спикер. Проблемным, по его мнению, является и язык, которым пишутся законы. Он "перегружен тяжелыми формулами, избыточно конкретными, а иногда излишне общими и, наоборот, неконкретными".
Так что, сделал вывод Нарышкин, российское законодательство и правовая система "со всеми ее достоинствами и недостатками находятся в состоянии перехода от одного этапа к другому, и само право нуждается в модернизации".
Участники "круглого стола" откликнулись на этот призыв. Вице-президент РАН, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева предложила совершенствовать методику оценки воздействия будущих законов. О социологии права говорил и завкафедрой МГЮА Владимир Фадеев. Ученые-юристы особо подчеркивали, что экспертиза законопроектов должна быть на всех этапах чтения. Но она необходима и после принятия закона, чтобы понять, как он работает. Предлагалось подумать и о создании специального закона об общественной экспертизе. Сейчас этот процесс регулируется указом президента.
Нарышкин пообещал рассмотреть все предложения по совершенствованию законов. И сообщил, что к ноябрю будет подготовлен отчет Госдумы о состоянии законодательства.