О таких планах сказал сегодня глава Минфина Антон Силуанов. Государственных гражданских служащих должно остаться 40-50 процентов, передают его слова информагентства.
"Я считаю, что от уровня замначальника отдела и выше можно было иметь статус государственной гражданской службы, а на уровне специалист, старший специалист - это все-таки человек, который готовит предложение, но не принимает решение", - пояснил министр.
По его словам, надо провести реформу гражданской службы, повышая оплату труда госслужащим и отсекая эту категорию от других работников, которые, по сути, являются просто исполнителями.
В то же время, сказал Силуанов, в доклад Минфина по оптимизации бюджетных расходов не вошли предложения экспертов о реорганизации и сокращении штатного расписания Минэнерго, Минспорта, Минкомсвязи и Минвостокразвития.
Статус государственного гражданского служащего имеет ряд льгот, поясняет смысл предложенного министром маневра директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Соответственно, если некоторые категории лишаются статуса госслужащего, они будут лишены и возможности получения ряда благ.
Сейчас, продолжает Климанов, существует некоторая путаница - например, не до конца понятно, должны ли иметь статус госслужащих сотрудники внебюджетных госфондов, некоторых казенных учреждений, выполняющих государственные функции. А в самих министерствах существует целый ряд служащих, которые являются обслуживающим персоналом - системные администраторы, сотрудники хозчасти.
"Бывает, они имеют статус госслужащих, а это не всегда оправдано, - говорит Климанов. - И в этой связи нужна некоторая инвентаризация".
В то же время планы Минфина по лишению чиновничьего статуса и льгот "младшего" персонала министерств и ведомств может привести к проблеме с кадрами в этом звене.
Уже сейчас в денежном содержании госслужащих по категориям должностей есть большой разрыв: так, среднемесячное денежное содержание высших руководителей составляет 152 тысячи рублей, у специалистов оно находится в диапазоне от 129 до 22 тысяч рублей, а в группе обеспечивающих специалистов - от 52 до 14 тысяч рублей. Не приведет ли реформа к оттоку специалистов низшего звена?
Тем не менее, такой разрыв, учитывая разную степень ответственности, оправдан, считает Климанов. "Наверное, надо, чтобы те, кто работает в низшем звене, стремились получить большую ответственность, были нацелены на рост", - говорит эксперт.
"Параллельно возникает другая дилемма, - размышляет Климанов, - повышая зарплату госслужащих, мы обкрадываем интеллектуальный потенциал у сектора, который он обслуживает". Надо, чтобы управленцы были нацелены на создание условий для промышленных и интеллектуальных секторов экономики, малого бизнеса, иначе они будут просто проедать ренту, получаемую от природных ресурсов, предупреждает эксперт.
Справка "РГ"
Численность государственных служащих по отношению к общей численности населения Российской Федерации в среднем в 2000-2011 годах составляла 10,1 государственного служащего на 1000 человек постоянного населения. На 1000 человек, занятых в экономике, этот показатель за тот же период времени составлял 21,7. Несмотря на стремление сократить численность чиновников, за 2002-2012 годы абсолютная численность госслужащих увеличилась почти в 1,3 раза.
Подавляющее большинство госслужащих приходится на органы исполнительной власти. Их численность в среднем более чем в 40 раз больше численности сотрудников органов законодательной власти и более чем в 6 раз - численности сотрудников органов судебной власти.