Как сообщает центр корпоративных отношений "Сибирь", для снижения потерь угольного концентрата и повышения его качества на предприятии смонтировали целый комплекс специального оборудования. В него входит грохот, сепаратор для регенерации магнетитовой суспензии и скребковый конвейер, по которому промпродукт (сростки угля с породой) поступает на агрегаты. После дополнительного дробления сырье обогащается в суспензионном гидроциклоне. Это и есть главное ноу-хау. В тяжелой среде происходит разделение исходного продукта на компоненты - породу и дорогостоящий угольный концентрат. Его выпуск предприятию, конечно, гораздо более выгоден.
Новая установка способна перерабатывать до 25 тысяч тонн сырья в месяц. Таким образом, реализация инвестиционного проекта, в который вложено сто миллионов рублей, даст возможность увеличить выход ценного концентрата более чем на два процента. Ежегодная экономия - триста миллионов рублей.
О том, что будущее угольной отрасли невозможно представить без широкого внедрения технологий обогащения и глубокой переработки, было сказано на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности России, состоявшемся в Кемерове в конце августа этого года. Иначе, видимо, не удастся крепко устоять на завоеванных экспортных позициях и развивать внутренний рынок. Именно поэтому долгосрочная программа развития угольной отрасли до 2030 года предусматривает, в первую очередь, увеличение объемов глубокой переработки.
- Добыча угля в прошлом году значительно выросла - на 18,3 миллиона тонн, - напомнил участникам заседания глава минэнерго России Александр Новак. - И вместе с ней на десять процентов выросли объемы переработки угля - почти 140 миллионов тонн.
При этом, как подчеркнул президент страны Владимир Путин, из 272 с лишним миллионов тонн энергетического угля, добытого в 2012 году, переработано лишь 26 процентов. Увы, переработка и обогащение - все еще одно из слабых мест в технологической цепочке углепрома.
- Развитию внутреннего рынка может способствовать расширение использования угля в местах его добычи путем создания угольно-энергетических кластеров, - убежден Александр Новак. - В этих кластерах могут применяться ресурсосберегающие технологии добычи, технологии глубокой переработки угля с получением как электроэнергии, так и тепла, продуктов полукоксования, синтез газа, других продуктов газификации и углехимии вплоть до синтетического жидкого топлива.
Словом, открывается очень большое поле деятельности для предприятий, отраслевых министерств и ведомств и, конечно, для ученых. Причем не только российских. Недавно в Москве представители минобрнауки РФ обсудили с коллегами из министерства науки и технологий КНР вопросы научно-технического сотрудничества двух стран. Речь шла в том числе и о совместных российско-китайских проектах для развития технологий переработки угля.