07.09.2013 11:16
Культура

В пермском Театре-театре станцевали гоголевскую "Шинель"

Текст:  Мария Орлова (Пермь)
Пермский академический Театр-Театр открывает новый 87-й сезон премьерой - "Шинелью" по повести Николая Васильевича Гоголя -  почти без слов, но с танцами. Спектакль презентует балетную труппу драмтеатра в жанре "пластического триллера". Балетная "Шинель" выстроена точно по сюжету и вообще деликатно иллюстрирует гоголевский текст.
Читать на сайте RG.RU

Жизнь с радостью и страданием, и смерть "маленького человека" Башмачкина (его роль исполняет актер Алексей Каракулов) уместились всего в 45 минут пластического "триллера".

История начинается с рождения главного героя - не то чтобы самого Акакия Акакиевича, а сразу его пресловутой шинели. Из нее Акакий Акакиевич вылупится в сильных муках, выраженных в экспрессивных формах современного танца. И вот уже Акакий Акакиевич в департаменте, где ровной черной шеренгой движутся служащие в узких мундирах, ровными рядами рассаживаясь на черные табуретки. В сторонке от их колючей жесткой ритмичности - Башмачкин за низеньким столиком: маленький, сутулый, в бесформенной шинели-капоте, смятой младенческими трогательными складочками. Коллеги в мундирах над ним глумятся, крошат ему на голову клочки бумаги, которые он всю жизнь терпеливо переписывает: "Зачем вы надо мной издеваетесь?!" - звучит первая реплика в балетной "Шинели".

Пермский Театр-Театр, будучи академическим драматическим, все чаще заметен в экспансии на смежные театральные территории, все чаще отказывается от слова - основного материала драмы. Театру-Театру понадобилось слова петь - в мюзиклах, набирающих большую популярность у публики. И вот теперь - танцевать. "Шинель" - первый спектакль, в котором движение становится главным средством художественного выражения. Кордебалет, представляющий эффектные зарисовки в мюзиклах, вырос в коллективного героя, на которого "ставится" спектакль. И для роли Акакия потребовалась выразительность пластического свойства: для танцовщика акценты поставлены на движении кистей рук, стоп, мимики лица - словом, того, что не скрыто большой мягкой шинелью на ссутулившихся плечах.

Постановщики "Шинели" - балетмейстер-режиссер Ирина Ткаченко и сценограф Елена Авинова - придумали для мира Акакия Акакиевича узкий мирок с большой перспективой, усадив зрителей на поворотный круг сцены. Для действия осталось небольшое пространство авансцены и полный туманного воздуха пустой зрительный зал. Зрителей крутят против часовой стрелки, и в одном положении они видят департамент, где служит писарем Акакий Акакиевич, где проходит его жизнь, полная горечи и скромных радостей от работы. При повороте сцены возникает портной Петрович, решивший шить для Башмачкина новую шинель. Ее шьют и надевают тут же - с непременной кошкой на воротнике, но опуская долгие мытарства и голод, на которые пошел Акакий Акакиевич ради новой шинели.

Дальнейший сюжет свернут до трех эпизодов: в департаменте Башмачкина просят обновку "сбрызнуть", приглашают его на чай, где он застенчиво и по-щенячьи счастлив. По пути домой шинель, как положено, украли неизвестные, появившиеся тенями на белом занавесе сцены. Краткие мучения Акакия Акакиевича сменяет "призрак" шинели на ходулях, и тени за занавесом уже несут хоронить обмягшую шинель вместо тела "маленького человека".

В аннотации к спектаклю сказано, что в версии Ирины Ткаченко "Шинель" превращается в притчу о природе человеческого страха. Лаконичность и простота истории Акакия Акакиевича, рассказанной пермским Театром-Театром, является ее преимуществом, позволяя зрителю, настроившемуся на ритмы и образы спектакля, додумать и раскрасить его скудную черно-белую картинку по своему усмотрению, как и положено в притче.

Драматический театр Пермь Пермский край