- Мы - одна православная семья, объединенная чувством солидарности, - сказал Патриарх, обращаясь к журналистам в кишиневском аэропорту. - И еще раз хочу подчеркнуть, что главная цель моего визита - помолиться вместе с молдавским народом. И о настоящем, и о будущем.
Слова о том, что общая молитва с паствой - главная цель Патриарха в такого рода поездках становятся почти обязательными и в его приветственных речах, и в устах комментаторов из его окружения. Их приходится повторять каждый раз еще и потому, что визиты Патриарха обычно ложатся на почву, взрыхленную политическими страстями.
Основный сюжет политических страстей по поводу Молдавии ясен, многие считают, что она переходит в зону влияния Европы, а переход этот сегодня, учитывая новые европейские законы Европы - в частности, уравнивающие с браком гомосексуальные отношения, - связан с отказом от традиционных этических и религиозных ценностей.
Причем переход Молдавии кажется не обязательным и не предопределенным. Красивая, плодородная, веселая страна с хорошо сохранившейся национальной культурой имеет корневые связи с Россией. Правда, сегодня она имеет экономическую репутацию одной из самых депрессивных стран постсоветского пространства. Если раньше она была экспортером фруктов (в Молдавии рос самый большой сад Советского Союза), то сегодня главный предмет ее экспорта - рабочая сила. Часть молдаван уехала на заработки в Европу - ухаживать за стариками, часть в Россию - ремонтировать квартиры. В Россию, по оценкам экспертов, уезжает большая часть работников - около 75 процентов.
Недавно популярная молдавская музыкальная группа "Здоб ши здуб" (по русски ее название переводится примерно как "Бум и бам"), играющая этнический рок, посвятила клип истории молодого итальянца, приехавшего в молдавскую деревню изучать культуру. В селе - танцы, музыка, улыбки, хлеб, вино, яствы, но и опустение, упадок, развал, тоска - родные уехали за границу на заработки. Если перевести смысл песни с поэтического на экономический, то она о депрессии, переживаемой страной - и экономической, и человеческой.
Простые люди воспринимают отхожие заграничные промыслы как горе, семьи-то брошены на родине.
Молдавия - сельскохозяйственная страна, ее индустрия в основном связана с переработкой сельхозпродукции - консервы, вино. Молдаване - честные труженики, земля для них - почти святыня, и никто бы никуда не двинулся с места, если бы она давала возможность достойно прокормить себя и свою семью.
Все вспоминают советское время, когда Молдавия летом, несмотря на отсутствие моря, становилась столицей летнего семейного отдыха для множества россиян, все, у кого были родственники в Молдавии, отправляли сюда детей и внуков.
Сегодняшний политический дрейф Молдавии в сторону Европы - это именно дрейф. Многие эксперты говорят, что более серьезные усилия России с целью удержать Молдавию как экономическую союзницу смогли бы легко развернуть ее в сторону России. В Кишиневе почти каждый говорит по-русски, а очень сильная православная вера Молдавии является своего рода "духовным клеем", соединяющим историю стран.
Возле русских православных святынь обязательно встретишь молдавских паломников, и это - не легкомысленные туристы, глубина их веры всегда ощутима. А почти все русские православные знают о молдавских монастырях, сыгравших ключевую роль в нашей общей духовной истории.
Будь сегодня экономические, социальные и туристические связи чуть поплотнее, продавайся в московских супермаркетах не французские бриоши, а молдавские плаценды, может быть, Молдавия и по другому бы определяла вектор своего геополитического движения. Сейчас ее просто сносит в сторону Европы течением событий, причем это обнажает свое внутренне противоречие - сильная православная вера, собирающая вокруг себя саму традицию жизни, говорит скорее о духовном и культурном родстве с Россией. Соцопросы так же выявляют настроенность молдаван на союз с Россией и доверие к ней.
- Традиция - это не только прошлое, это и настоящее и будущее - нравственное, духовное, культурное будущее - сказал патриарх Кирилл в кишиневском аэропорту.
А каждое слово Патриарха при его неизменном интеллектуальном вдохновении всегда очень выверено. Не взлохмаченное никакой политической яростью, оно, тем не менее, указывает на важнейшие узлы и связи становления молдавской государственности, происходящей на наших глазах. В такие моменты совершается важнейший религиозный, духовный и культурный выбор. За всяким таким выбором стоит история и упрямая в своих предпочтениях культура. Заезжие политтехнологи "на раз-два-три" перекроили бы ценности, если бы они перекраивались, если бы, например, вера выбиралась, как товар. Но вера выбирается и становится по-другому. Те, кто путает веру с товаром, а церковные отношения с политическими, собрались возле кишиневского аэропорта на митинг неодобрения визита Патриарха. Местный телеканал пообещал 50 участников, на деле их было меньше 30. Причем самым громким был молодой "афромолдаванин". Все это отдавало карнавалом: "афромолдаванин", говорят, требовал, чтобы его называли "афрорумыном".
Между тем первое богослужение Святейшего Патриарха прошло на могиле известного в Молдавии румына. В Каприянском Успенском монастыре он отслужил панихиду на могиле митрополита Гавриила Банулеску-Бодони. При нем в православной церкви в Молдавии 200 лет назад появилась своя епархия. К празднованию этой двухвековой даты и приурочен визит Патриарха. Рядом с могилой владыки Гавриила стоял богатый поминальный стол - по-молдавски "щур" - визита Святейшего ждали послушники, монахи, схимонахи, а журналисты любовались несравненной красотой молдавского монастыря - юго-западная с высокими окнами церквей и балкончиками братских корпусов монастырская архитектура, несравненные молдавские кодры (леса), бочки для вина, чистота кукурузных и виноградных посадок возле ближайших домов.
Настоятель монастыря, приветствуя Патриарха, вспомнил, как арестовали митрополита Гавриила и отправили в Константинополь. 6 месяцев тюрьмы - чтобы оторвать верующих молдаван от Русской церкви, и непоколебимая верность митрополита своему выбору. За эту верность Екатерина II послала ему панагию - силой духа своего он не предал церковь.
- Можно представить условия его содержания, посулы и угрозы, которые он получал, - сказал Патриарх Кирилл, обращаясь к собравшимся в монастыре монахам и мирянам. - Но он остался верен архиерейской клятве "верности до скончания дней своих, данной перед лицом Божиим".
"Трогательная история верности, образец для подражания", - такими словами вспоминали подвиг верности Русской церкви митрополита-румына.
В Молдавии сегодня активно возрождается православная вера. Если в 1988 году в ней было 194 церкви и 1 монастырь, то сегодня 1300 церквей, 42 монастыря и 8 скитов, духовные школы, типографии, издательства. Такое ощущение, что Молдавия, как сказал глава молдавской митрополии митрополит Владимир, держит "наказы прародителей - стоять на страже сохранения православия на этой земле". Православными верующими себя объявляют до 90 процентов населения.
Сегодня Патриарх продолжил общую молитву со своей паствой в Молдавии, он служит Православную Литургию на площади рядом с кафедральным собором Рождества Христова в Кишиневе.