Так, зампред Банка России Михаил Сухов заявил о планах регулятора добиться темпов роста необеспеченных потребительских кредитов, пропорциональных росту доходов населения. По его прогнозу, темпы роста необеспеченных ссуд к концу года упадут до 31-34% (против 39% на начало августа) благодаря ужесточению регулирования этого сегмента. С марта этого года увеличился размер отчислений в резервы по необеспеченным потребительским кредитам, а с 2014 года ЦБ увеличит коэффициенты риска по беззалоговым ссудам со ставкой свыше 45% (полная стоимость кредита). В долгосрочных планах регулятора - притормозить рост беззалоговых кредитов до 20-25% к середине 2014 года и до 10-15% через полтора-два года.
- Надо учесть разницу в масштабах и надежности банков в российской банковской системе, - считает замгендиректора Института развития финансовых рынков Валерий Петров. - Трудно сравнивать, например, ВТБ и банки из второй-третьей сотни по объему активов. При этом они отличаются не только надежностью, но и структурой кредитного портфеля, а соответственно, и возможностью зарабатывать деньги. В ситуации, когда источники зарабатывания денег для банков крайне ограничены, регулятивные коэффициенты по ссудам должны вводиться только по самым рискованным кредитным продуктам.
Повышение коэффициентов риска в отношении кредитов от 60% годовых с 2 до 6 и для кредитов с доходностью от 45% годовых с 1,7 до 3 эксперт назвал логичным. А вот стремление повысить коэффициент по кредитам с доходностью до 35% годовых для крупных и надежных госбанков, по мнению Петрова, выглядит преждевременным. "Впрочем, пока речь идет только о словах зампреда ЦБ, о конкретных шагах можно будет судить лишь после появления соответствующего документа", - заключил эксперт.
На форуме Михаил Сухов также заявил о том, что регулятор по-прежнему планирует установить повышенные требования к капиталу системно значимых банков. Но их внедрение, по словам чиновника, должно сопровождаться введением консолидированного надзора и отчетности, а также предоставлением возможности оценки рисков на основе продвинутых подходов Базеля II. Подготовка нормативной базы по внедрению этих подходов будет проведена в следующем году, сказал Сухов. Надзирать за системно значимыми банками будет недавно созданный департамент ЦБ, а список таких кредитных организаций должен быть сформирован к концу 2013 - началу 2014 года.
- Надо поощрять банки, которые реально управляют операционным риском, а не просто его рассчитывают, - считает член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. - Но гораздо больше меня беспокоит новое предложение регулятора по повышению рисковых коэффициентов по розничным кредитам. Два месяца назад, 1 июля, было последнее повышение, и эффект от него еще даже не успел сказаться в полной мере. И снова ужесточение. Регулирование любого, а тем более столь значимого сектора, не может меняться каждые полгода. Это отрицательно скажется на инвестклимате - никакой инвестор не будет вкладывать деньги в капитал в такой ситуации. На мой взгляд, принятых мер уже достаточно для снижения темпов прироста розничного кредитования до заявленных в качестве желаемых 20-25% в следующем году. Для одиозных игроков на этом рынке можно и нужно применять самые жесткие санкции, но надзорного, а не регулятивного характера - весь инструментарий для этого у ЦБ есть.
Осенью Госдума рассмотрит целый ряд законов в финансовой сфере, в частности планируется доработать и принять закон о потребительском кредитовании. Депутаты будут работать также над законодательством для рынка Форекс, поправками в закон о Бюро кредитных историй и над законопроектом, который предусматривает контроль регулятора над всеми гарантиями, выданными в банковской системе. Также в сентябре Комитет Госдумы по финансовому рынку приступит к рассмотрению поправок в закон о страховании вкладов физлиц. Одна из поправок предлагает норму увеличения страхования вкладов до 1 млн рублей, кроме того, минфин предлагает изменить схему отчислений в фонд страхования вкладов: банки с высокими ставками по депозитам для физлиц, по замыслу ведомства, должны вносить в фонд больше. Против такой схемы на сочинском форуме выступила глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина, она назвала ее несправедливой, отметив, что для некоторых банков дорого фондироваться на рынке, в то время как у госбанков есть возможность привлекать более дешевые деньги. Сегодня ставка отчислений в фонд является единой для всех банков и составляет 0,1% от объема вкладов. По проекту минфина, если ставки банка по депозитам превышают среднерыночные на 2 п.п., то его взносы увеличиваются на 40%, на 3 п.п. и более - на 200%.
По мнению вице-президента банка "Интеркоммерц" Александра Турскова, "двойной налог" в фонд ССВ приведет к ограничению конкуренции в секторе. И в минусе окажутся не только банки, но и простые граждане, у которых не будет выбора, под какую ставку размещать свои средства. Как считает эксперт, если банк может объяснить свою процентную политику, то брать с него двойную цену неправильно.