Основная причина такой динамики - рост импорта практически всех компонентов текстильной и легкой промышленности. Так, импорт из дальнего зарубежья вырос по трикотажу на 18%, хлопку - на 16%, готовым текстильным изделиям - на 13%. При этом, согласно оценкам Минэкономразвития России, продолжает ухудшаться положение в производстве льняных и шерстяных тканей. Несмотря на падение уровня цен на хлопковое волокно, по тем же оценкам, производство хлопчатобумажных тканей оказалось в стагнации. Необходимое техническое перевооружение практически не проводится. Поэтому продукция, произведенная из низкосортного хлопка на устаревшем оборудовании, оказывается неконкурентоспособной.
Кроме того, предприятия отрасли практически не инвестируют в собственные производства. По данным РСПТЛП, в текстильном и швейном производстве объем инвестиций сократился на 11,5%. В этих же секторах доля убыточных предприятий составила почти треть от общего числа и превысила 30%.
Тенденции такого рода связаны, в первую очередь, с тем, что если до вступления в ВТО средневзвешенная ставка импортной пошлины в легкой промышленности России была 15,07%, то с нашим участием в этой организации данная ставка снизилась более чем на треть - до 9,9%. Как следствие, такие тенденции сопровождаются падением объемов производства во многих подотраслях текстильного комплекса.
"Потери отрасли, в том числе за счет снижения ввозных пошлин, к 2016 году могут составить 1,3 млрд долларов, - пояснил "Российской бизнес-газете" президент РСПТЛП Андрей Разбродин. - Кредитные же средства для предприятий отрасли за прошедший период стали не только более дорогими, но и менее доступными. Уровень ставки по кредиту ныне составляет 14-16%. Кроме того, в сфере оборотных кредитов многим текстильным предприятиям - многолетним и ответственным заемщикам - было отказано в ранее согласованном кредитовании не по причине ухудшения их экономических показателей, а в связи с вступлением России в ВТО".
По мнению Андрея Разбродина, в нынешней ситуации необходимы компенсационные меры со стороны государства, направленные на создание равных конкурентных условий для российских и иностранных участников рынка. Плюс к тому, требуется внедрение гарантийного механизма при кредитовании в текстильном комплексе не только инвестпроектов, но также гособоронзаказа и муниципальных заказов. Эти и другие предложения по улучшению инвестиционно-производственной динамики отрасли планируется направить в минпромторг и другие федеральные ведомства уже в середине октября.
Тем временем исправить ситуацию в хлопчатобумажном секторе намечено уже в ближайшие годы за счет восстановления (после 50-летнего перерыва) и развития отечественной хлопко-промышленной базы. Таковы решения совещания Минпромторга России и текстильного бизнес-сообщества по этим проблемам, состоявшегося в конце августа в Астрахани. На форуме отмечалось, что если в 2012 году импорт хлопкового волокна в Россию составил 90 тысяч тонн, то к 2020 году этот показатель наверняка увеличится более чем втрое - до 200 тысяч тонн.