Министерство финансов представило в правительство предложения по оптимизации бюджета на последующие годы, в разработке которых принимали участие ведущие эксперты из многих отраслей. В частности, в системе здравоохранения такие резервы искали и нашли эксперты НИУ "Высшая школа экономики" и Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Они считают, что возможная сумма внутрисистемной экономии может составить к 2018 году 163,7 млрд руб. в ценах 2011 года, или 15,6% от затрат на оказание медицинских услуг по Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
- Эта экономия может быть получена при условии проведения серьезных структурных преобразований в организации медицинской помощи, - пояснил "РБГ" научный руководитель Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин. - Но для них потребуются и дополнительные вложения в сумме около 60,5 млрд рублей в ценах 2011 года. В результате экономия все равно составит более 103 млрд рублей, правда, получим мы ее начиная лишь с 2016 года.
Где эксперты видят резервы для экономии? К примеру, в повышении квалификации врачей участковой службы и дополнительном их оснащении, чтобы они могли взять на себя часть функций "узких" специалистов. В увеличении числа общих врачебных практик и разукрупнении участков, чтобы участковые врачи могли больше времени уделять профилактической работе. В рационализации профилактики и диспансеризации, например упразднении малоинформативных обследований и анализов. Во введении программ управления хроническими заболеваниями, сокращении стационарной помощи с одновременным расширением стационарзамещающих технологий, сокращении нормативных простоев высокотехнологичного медицинского оборудования и множества других "дыр", в которые утекают деньги сегодня. А еще в привлечении к обслуживанию населения коммерческих медицинских организаций - по программам ОМС мы, если захотим, сможем получать бесплатную помощь и в частных клиниках, и у частнопрактикующих врачей, причем с возможностью доплатить часть ее стоимости - за все, что превышает программу государственных гарантий. Эта мера рассчитана на формирующийся средний класс, который готов часть средств вкладывать в свое здоровье. Но при этом выгоду получат и те, кто будет лечиться в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, поскольку нагрузка на них уменьшится, а значит, сократятся очереди и повысится качество обслуживания за счет конкуренции.
- Все это совершенно правильные предложения, когда средств на все не хватает, - поддерживает экспертов президент Общества специалистов доказательной медицины профессор Василий Власов. - Но тут немало идеологических "крючков" - например, профилактика и диспансеризация давно и справедливо названы приоритетами нашего здравоохранения, и общество может негативно отреагировать на сокращение затрат на эти цели.
Кроме того, для того чтобы расходовать ограниченные средства рационально, потребуется создание нескольких институтов, которых у нас в стране сейчас попросту нет.
- Если не будут задействованы механизмы оценки медицинских технологий (ОМТ) и программ, добиться высокой эффективности инвестиций невозможно, - подчеркивает директор Национального НИИ общественного здоровья РАМН академик РАМН Рамил Хабриев. - Это давно поняли в развитых странах, где ни одна медицинская технология не внедряется в практику без всесторонней экспертизы, для чего созданы специальные агентства. У нас в стране подобного института пока не существует, поэтому внедряют порой заведомо затратные и неэффективные методы, приборы, препараты, программы.
- Вызывает вопросы предложение о введении соплатежей за инновационные методы лечения, - сомневается директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. - Их введение должно основываться на оценке социально-экономической эффективности, и если они более эффективны, чем традиционные методы, то, напротив, должны быть бесплатными. Нельзя согласиться и с усилением административного нажима. Сегодня здравоохранение нуждается во внедрении рыночных механизмов, а не в тотальном закручивании гаек. Например, во введении сервисной модели - когда нужные медицинские услуги высокого качества закупаются у любого частного провайдера. Это позволит государству избавиться от содержания сложного и дорогостоящего оборудования - закупать его, устанавливать, ремонтировать, готовить кадры и т.п. могут и частники, если государство будет покупать услуги по выгодной цене и на основе долгосрочных контрактов. Выгода тут обоюдная.
Одним их способов экономии бюджетных средств минздрав и минфин считают наведение порядка на фармацевтическом рынке. В частности, предложено провести тотальную перерегистрацию всех препаратов, чтобы очистить рынок от устаревших и малоэффективных. А фиксированную цену каждой торговой марки лекарства заменить на регистрацию единой цены по международному непатентованному наименованию (МНН). Это, по мнению ведомства, позволит закупать недорогие дженерики вместо оригинальных и, как правило, дорогих препаратов.
- Мы согласны с тем, что необходимо убрать с рынка "мусор" - устаревшие лекарства, эффективность которых не доказана, - не возражает сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев. - Но волнует вопрос, по каким критериям будет определяться цена - ведь это тесно связано с вопросом взаимозаменяемости препаратов. Хорошо известно, что не все дженерики одинаково эффективны, а биопрепараты вообще не могут быть взаимозаменяемыми. Мы опасаемся того, что за бюджетные средства будут закупать лишь самые дешевые препараты, а это не всегда подходит конкретным пациентам. К тому же в системе госзакупок возможна смена торговых марок одного и того же МНН, а смена лекарств в процессе лечения часто нежелательна, а иногда и невозможна.
К этому предложению у экспертов есть и более серьезные претензии.
- Во-первых, непонятно, на какой юридической основе будут отказывать производителю в регистрации его препарата - по закону это невозможно, - обращает внимание заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого Московского государственного медицинского университета профессор Роза Ягудина. - Во-вторых, регистрация - это дорогая, сложная и длительная процедура. С какой стати производитель должен будет оплачивать ее повторно? Организации, обладающие правом предрегистрационной экспертизы, и без того перегружены текущей работой, кто будет заниматься перерегистрацией? Кроме того, это может привести к коллапсу на фармрынке - исчезнут привычные для многих людей лекарства, что чревато сильным социальным недовольством. Возможно, санация фармрынка и необходима, но это может быть лишь постепенный, аккуратный и очень длительный процесс.
Медицина с каждым годом становится все дороже во всем мире. Нет ни одной страны, которая может обеспечить всех граждан всей необходимой медицинской помощью. При этом сохранить здоровье как самую главную личную ценность позволяют и простейшие методы профилактики, которые не стоят почти ничего. Обычная ходьба, бесплатные игры на свежем воздухе, простое питание, закаливание - все это доступно всем. Не случайно в мире сейчас происходит смена парадигмы здоровья - ответственность за него прежде всего должен нести сам человек, а не система здравоохранения, как мы привыкли. А это значит, мы с детства должны сами следить за своим самочувствием, вовремя посещать врачей, принимать активное участие в процессе лечения и реабилитации, а не быть их пассивным объектом. Только такая позиция позволит нам рассчитывать на полноценное лечение тогда, когда это действительно понадобится. Так что необходимость оптимизации бюджета здравоохранения ставит новые задачи и перед нами, пациентами. Ведь "кошелек" государства на немалую его часть наполняем тоже мы - рядовые граждане. А значит, экономить будем не дядино, а свое, кровное.