Благодаря программе технической модернизации в ближайшем будущем специалисты ФБУ "Центральная база авиационной охраны лесов" ("Авиалесоохрана") откажутся от массового использования топоров, лопат-мотыг, ручных ранцевых опрыскивателей.
Об этом на выставке "Безопасность. Охрана. Спасение / Sentex", проходящей на Нижегородской ярмарке, "РГ" заявил начальник отдела научно-технического развития "Авиалесоохраны" кандидат сельскохозяйственных наук Алексей Нарышкин.
Эта структура, входящая в федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ответственна как за мониторинг созревания пожарной опасности, так и за борьбу с огнем. В этом году ситуация с лесными пожарами на большей части территории России оставалась управляемой, за исключением нескольких северных регионов - Республики Саха-Якутия, Ямало-Ненецкого и Ханты-мансийского автономных округов, Мурманской и Архангельской областей.
В настоящее время на субъекты федерации возложены основные полномочия по профилактике и тушению лесных пожаров, на данные цели регионы получают субсидирование из федерального бюджета. Разумеется, если средств у региона не хватает, огонь все равно потушат - с привлечением сил и средств МЧС и Минобороны РФ. Самой же "Авиалесоохране" принадлежат около 300 воздушных судов различных типов. Среди них - самолеты Ан-2, L-410 Turbolet, вертолеты Ми-8 МТВ.
- Сегодня актуальным становится применение легкомоторной авиации, - сообщил "РГ" Алексей Нарышкин. - Это может быть двухместный спортивный или учебно-тренировочный самолет, экипаж которого состоит из пилота и летчика наблюдателя. Применяя переносной компьютер со специальным программным обеспечением они, в частности, обеспечивают верификацию площади пожара, облетая очаг возгорания по периметру.
По словам эксперта, порядок работы хранителей леса таков: Ан-2 или L-410 проводят заброску десанта парашютистов-пожарных, а также сбрасывают им технику и оборудование. Вертолеты Ми-8 помогают людям на земле, осуществляя карусельную атаку огня водой из специальных подвесок, а также обеспечивают вывод групп спасателей после завершения их работы.
- Поскольку речь идет о воздушном десантировании, нам крайне важны весовые характеристики противопожарной техники и ее эффективность, - подчеркнул Алексей Нарышкин. - В частности, нами создан моторизованный ранцевый огнетушитель, обеспечивающий подачу воды под давлением до 25 атмосфер. Один спасатель с его помощью способен потушить до 250 метров кромки лесного пожара. Сейчас "Авиалесоохрана" разрабатывает авиамобильные грунтометы, в том числе на базе квадроциклов. Такие машины способны создать непроходимую для огня минерализованную полосу даже в глухой чаще, где гусеничный трактор просто не проберется между стволами деревьев.
Буквально за день до открытия выставки "Безопасность. Охрана. Спасение / Sentex" "Авиалесоохрана" впервые в истории России подписала меморандум о сотрудничестве с коллегами из Южной Кореи. Документ предусматривает обмен как опытом, так и технологиями. Задача облегчается тем, что используемый в лесной авиаохране Южной Кореи летный парк включает 34 противопожарных вертолета Ка-32 отечественного производства, есть в составе южнокорейских спасателей и десантные группы.