По данным обвинительного заключения, Татьяна Крючкова купила спецтехнику для негласной записи разговоров через интернет-магазин у китайской фирмы. К слову, приобрести такие штучки (совершив при этом преступление!) не представляет никакого труда: сеть пестрит рекламой всевозможных жучков, которые могут записывать не только звук, но и изображение. Предлагаются ручки, маркеры, флеш-карты, ремни, брелки, украшения, зажигалки, очки, освежители воздуха для автомобилей и прочие аксессуары с замаскированными диктофонами и видеокамерами. Авторучка и флешка обошлись новосибирской мисс Бонд, как утверждает следствие, в 1100 долларов. При этом сама Татьяна Крючкова в сети "не светилась" - товары по ее просьбе оплачивали знакомые, не подозревая о цели покупок.
Вооружившись авторучкой, Татьяна Крючкова принялась следить за судьей Новосибирского районного суда Любовью Виноградовой. Эта судья в течение нескольких лет рассматривала серию гражданских дел о незаконном выделении и оформлении земельных участков. Иски подавали те, кто приобрел землю на территории района, а позже обнаружил, что на самом деле купил "воздух". Границы объектов по документам и в реальности существенно отличались - настолько, что собственного участка покупатели иной раз были не в состоянии отыскать. По некоторым из этих дел Татьяна Крючкова выступала на стороне ответчиков - она работает в компании, предоставляющей услуги по оформлению земельных участков. Между тем решения Любови Виноградовой ответчиков не всегда устраивали - следствие предполагает, что именно этим и объясняется странная инициатива Татьяны Крючковой.
"Прослушка", по данным обвинения, продолжалась несколько месяцев, с февраля по июль 2012 года. И была прервана, когда сотрудники УФСБ по Новосибирской области изъяли спецсредства прямо в зале судебных заседаний, куда Татьяна Крючкова на этот раз пришла в качестве обычного слушателя. Ход судебного процесса она фиксировала на обычный диктофон. А шпионские ручку и флеш-карту "забывала" на столе во время перерывов, когда судья оставалась одна и вела личные разговоры по телефону.
- Обвинение располагает несколькими аудиофайлами с записью частных бесед судьи, - рассказал "РГ" следователь Новосибирского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Новосибирской области Саргис Авагян. - Это сведения, составляющие личную и семейную тайну. Мы считаем, что действия обвиняемой были направлены на сбор именно такой информации. Не исключено, что в дальнейшем она могла бы использовать эти данные, в том числе попытаться оказать давление на судью.
В суде обвиняемая заявила, что не признает вину ни в нарушении неприкосновенности частной жизни судьи, ни в незаконном приобретении спецсредств. "Я не понимаю, какую личную информацию я могла собрать", - сказала Татьяна Крючкова. Однако от более подробных комментариев для СМИ подсудимая отказалась - она намерена давать показания после того, как будут изучены все материалы дела.
Справка "РГ"
Наказание за незаконное производство, приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (статья 138.1 УК РФ) - до четырех лет лишения свободы. Использовать такие "полезные" вещи имеют право только те, у кого есть соответствующая лицензия - например, детективные агентства, охранные предприятия, а также правоохранительные органы в соответствии с федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".