Так называемый советский стиль "разгона" провинившихся с трехэтажным матом и неприличными жестами жил, жив и, видимо, еще долго будет жить. Свежий пример: разборки внутри известной компании, еще недавно строившей небоскребы в центре Москвы. Ее владелец сейчас публично выясняет отношения со своими подчиненными, которые обвиняют его в грубости, хамстве и унижении их человеческого достоинства. "Самодур" парирует: почему терпели?
Унижать можно по-разному, можно орать, поминая просчеты родителей работника, вставившие ему руки не туда, а можно мелочно контролировать каждый шаг, к примеру, выпускать в туалет только в сопровождении, опасаясь, наверное, что, закрывшись в кабинке, сотрудник начнет "сливать" ценную информацию конкурентам.
29-летний Андрей, поработавший в престижных компаниях, с сожалением, признает, что везде слышал, как "распекают в голос". У Семена, который все еще служит на одной из самых известных российских радиостанций, другой опыт. Секретарша начальника вызывает подчиненных через громкоговорящую связь, определив "время в пути": обычно это две-три минуты. Если служащий зазевается или, того хуже, засидится в туалете и опоздает: штраф 100 долларов. Изводят работников и более изощренными способами: в банке, где работает моя старая приятельница, принято после очередного скандального разноса собирать коллектив на чай с коньяком и каяться. В конце посиделок, когда народ разомлеет под ласковый говор несдержанной самодурши, она как будто вдруг спохватывается: "И все же я права - американские книжки по менеджменту учат нас быть жесткими!".
К слову, в коллективе с жестким стилем руководства часто, по наблюдениям социологов, процветает и стукачество. Официальные нити в отношениях подчиненных и начальников не выстроились, зато хорошо налажены связи неофициальные. Как свидетельствует SuperJob, на вопрос: "Готовы ли вы донести на своего конкурента-коллегу, чтобы сохранить свое рабочее место?", большинство ответили положительно.
- Это специфическая российская форма харизматического управления, очень агрессивного, но часто и поддерживаемого самими сотрудниками, особенно старшего возраста, - комментирует доктор социологических наук, руководитель проектов ФОМа Лариса Паутова. - Советский типаж начальника, скорого на расправу, сохраняется даже в очень продвинутых компаниях. Западная традиция корпоративной культуры, к сожалению, прививается у нас медленно. Поэтому стилистика подчинения и подавления долгой будет у нас основной. Я могу привести пример из жизни очень близких мне людей. Муж подруги подвергается буквально террору своего начальника, который практикует ночные планерки: вызывает на работу в два-три часа ночи, чтобы обсудить итоги дня.
Как это ни грустно признавать, но самодур-начальник - это типично российская картина. В западных компаниях обязательно действуют корпоративные правила, которые все же держат в рамках даже самого деспотичного руководителя. Эти прописные алгоритмы отношений по вертикали делают практически невозможными сцены публичных порок.
- "Безумные начальники" - яркие цветы на российском поле и госуправления, и бизнеса, и науки, и творческих сфер. Самодур - это азиатская форма управления. В иностранных корпорациях его не примет сама система управления, она его попросту вышвырнет, - делится своими наблюдениями Паутова. - Да и этические комиссии там не пустой звук. Особенно это касается монстров промышленности и торговли, таких, например, как ИКЕА. С топ-менеджерами там заключают антикоррупционные соглашения, очень внимательно их проверяют со всех сторон, в том числе и на предмет этики.
Но терпят истерики на рабочем месте далеко не все.
Молодежь до 30 лет воспитана в новых социальных реалиях. Эти индивидуалисты не готовы терпеть не только хамства начальника, но и любые попытки регламентировать их поведение.
- Поколение Y весьма независимо и себе на уме. Часто у них бывают проблемы с коммуникацией с высшими начальниками, да и с субординацией тоже, - подытоживает Паутова. - Во многом это связано с ложно понятыми зарубежными традициями, когда начальника называют без отчества, в компании может присутствовать свободный дресс-код и другие демократические вольности. В ответ на любую попытку пресечь их интересы и, в их понимании, свободу, будут "качать права". И никакая зарплата не удержит.
Больше всего страдают от неадекватного начальника люди среднего возраста, им есть что терять. И, как герои романов Бегбедера "99 франков" и Минаева "Духлесс", ради хорошей зарплаты они готовы продать душу.
"Я вот с самого начала для себя решил, что мне моя честь дороже места, на котором я работаю".
***
"Любимая фраза начальницы: "Не тупи".
***
"Если на работе оскорбляют и есть желание не дать спуску, то надо возбуждать уголовное дело. Если просто подкалывают, то надо учиться парировать".
***
"Директор съездил в командировку к конкурентам, потом приехал и давай на всех орать. Терпели его дня три, на четвертый секретарша с утра подлила ему в чай успокоительное".
***
"Пошлите на адрес директора бандероль - туда положите намордник".
Анна Мухина, психолог, карьерный консультант утверждает, что терпят оскорбления только ущербные личности.
Стоит ли терпеть хамство начальника ради высокой зарплаты?
Анна Мухина: Этот вопрос можно переиначить: стоит ли себя уважать? Если вы отвечаете на него "нет", тогда и терпите к себе отношение как к дерьму.
Мы ведь не говорим сейчас о несчастных гастарбайтерах, которым деваться некуда, вот они и мирятся с тем, что их обирают и чуть что "посылают" куда подальше. Да, если человек вынужден все время бороться за свое физическое существование, на уровне нищенства, у него не остается ни сил, ни времени, чтобы думать о высоких целях и духовной самореализации. В крупных компаниях, о которых мы сейчас говорим, терпят ради хорошей машины и возможности отдыхать на престижных курортах. Когда человек молодой, образованный, обладающий выбором, чтобы получать на несколько десятков тысяч больше, готов унижаться и терпеть издевательства, это говорит только о нем.
Мне смешно слушать препирательства беглого олигарха и его "обиженных" подчиненных. Он оскорблял, а они терпели, хотя речь шла не о куске хлеба, а о том, чтобы купить себе бриллиант покрупнее. Они не были в концентрационном лагере. А мы знаем примеры, когда и там люди сохраняли чувство собственного достоинства.
То есть вы оправдываете самодуров?
Анна Мухина: Ни в коей мере. Я просто говорю о личном выборе каждого.
Откуда взялся современный самодур?
Анна Мухина: Во время перестройки, когда появился отечественный бизнес, доступ к большим деньгам получали люди, далеко не всегда самые умные, образованные и талантливые. Время было такое, что позволило выделиться и не вполне психически нормальным, если называть вещи своими именами. А, скажем, психопаты не вопринимают других, как равных себе. Окружение для них - объекты влияния, средство для достижения своих целей. Они строят вокруг себя такую систему, которая максимально позволяет эксплуатировать других в свою пользу. Но как только встречают людей сильных, затихают.
И от греха подальше сильного увольняют?
Анна Мухина: Если речь идет о крупной компании, то да. Зачем нарушать равновесие. Но иногда срабатывают другие психологические механизмы. Если начальник-хам уволит воображаемого соперника, он не решит свою внутреннюю проблему. Поэтому часто можно видеть парадоксальную ситуация: дающего отпор сотрудника еще больше угнетают, давят, но не увольняют. Потому что психологически важнее удержать над ним победу: увольнение - не победа.
К вам обращаются за помощью в таких ситуациях?
Анна Мухина: Большинство из обратившихся - это те, кого унижал начальник. Если создана такая рабочая атмосфера, что человек испытывает постоянный стресс, то в конце концов ресурсы его исчерпываются: вылезают депрессии, разлад отношений в семье и даже разводы - должен же унижаемый куда-то девать напряжение.
В немецком подразделении Hollister, дочернего предприятия американского концерна Abercrombie&Fitch, сотрудникам до недавнего времени разрешалось ходить в туалет лишь в сопровождении охранника, сообщает Suddeutsche Zeitung. Руководство Hollister пыталось таким образом бороться с порчей дверей в туалете. Под давлением производственного совета предприятия действие нормы было приостановлено, однако пока лишь во франкфуртском филиале. Окончательной договоренности с работодателем достигнуть до сих пор не удалось. В Hollister действует еще одно правило, также ставшее предметом разбирательства в арбитражной палате: сотрудников выборочно обыскивают, причем выбор делается с помощью игральных костей - досмотру подвергаются те, кто выкинет "четверку".