12.09.2013 00:59
Власть

Владимир Платонов: Мы совершенствуем законодательство после выборов

Нужно ли принимать особые законы для особых городов?
Текст:  Михаил Барщевский
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №204 (6180)
Председатель Мосгордумы Владимир Платонов рассказал члену президиума Ассоциации юристов Михаилу Барщевскому, какие уроки законодателям преподнесла избирательная кампания в столице и для чего нужен так называемый муниципальный фильтр.
Читать на сайте RG.RU

Многие недоумевают, зачем нужно было тратить средства, отвлекать людей и проводить досрочные выборы мэра Москвы, тем более что результат был предсказуем, поскольку Собянин уже зарекомендовал себя как эффективный градоначальник?

Владимир Платонов: Мне кажется, досрочные выборы во многом спровоцировала оппозиция, которая изначально упрекала мэра в том, что он был не выбран, а назначен. Как говорил Отто фон Бисмарк, "политика есть искусство возможного". И когда у Сергея Семеновича появилась возможность пойти на всенародные выборы, уже немало потрудившись во благо жителей города, он сделал это. А выборы в очередной раз показали, что избиратели своей явкой вносят изменения во все предсказания.

Результаты этой предвыборной кампании не только в Москве, но и во всей России обозначили дополнительные претензии к муниципальному фильтру. Было странно слышать, когда Собянин призывал депутатов-"единороссов" отдать свои голоса человеку, который публично называет их жуликами и ворами? И муниципальные депутаты поддерживали этого человека. Не считаешь ли ты, что это какая-то кривая схема?

Владимир Платонов: За последние полтора года мы внесли изменения и в московское законодательство, сделав его самым демократичным в стране и установив "муниципальный фильтр" почти на минимальной отметке. Его полная отмена чревата тем, что в бюллетенях появятся десятки кандидатур на должность мэра, это, по сути, профанация выборов. Для сильных кандидатов, представляющих известные партии, пройти этот "фильтр" проблем не составляет. Мне кажется, это характеризует и партию, которая помогла с голосами муниципальных депутатов оппоненту, и того оппонента, который называет партию "жуликами и ворами", а потом берет у них голоса для выдвижения.

Но у нас по Конституции источником власти является народ. И если человек собрал подписи народа, то, исходя из духа Конституции, кто может быть барьером для его избрания?

Владимир Платонов: Согласно той же Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей. Так вот, депутаты муниципальных советов являются представителями граждан во власти.

И потом, я не говорю, что "муниципальный фильтр" - панацея от всех бед; мы стараемся постоянно совершенствовать законодательство по итогам каждой кампании. И по итогам этих выборов наверняка будут подготовлены какие-то изменения, не отменяющие этот фильтр, но, возможно, его совершенствующие.

А дала ли эта выборная кампания какую-то новую пищу для размышления городским законодателям? Было ли в программах, лозунгах и предвыборных речах кандидатов что-то такое, что стоит реализовать?

Владимир Платонов: Я внимательно отслеживал и анализировал все заявления, начиная со слов моего бывшего коллеги Митрохина о том, что первое, что он сделает, это распустит парламент, и заканчивая разрекламированными шестью законопроектами Навального.

Я не люблю, когда обманывают людей и незаслуженно обижают органы власти. Навальным московский парламент был оболган: им было заявлено, что мы не принимаем законодательные инициативы только из-за того, что они не от "Единой России", и поэтому ни одна хорошая законодательная инициатива москвичей никогда не проходила.

Но хочу напомнить, что "Единая Россия" существует лет 10, а московский парламент - с 1993 года. В первом составе МГД из 35 депутатов 19 были от демократического блока "Выбор России", и именно нами была принята норма о том, что 10 тыс. москвичей могут подать петицию, законопроект, и он будет обязательно рассмотрен, и мы же этим составом отклоняли первые популистские законодательные инициативы. И потом эта работа велась в каждом созыве, невзирая на то, представители каких партий находились в Мосгордуме, потому что мы руководствовались только нормами закона. К сожалению, уже в начале второго созыва мы были вынуждены необходимое количество подписей увеличить с 10 до 50 тыс., чтобы авторы законопроектов ответственнее подходили к своей работе. Сейчас благодаря высокой политической активности населения с возможностью собрать 50 тыс. подписей никаких проблем нет.

50 тысяч - столько подписей надо собрать сторонникам той или иной инициативы, чтобы законопроект был рассмотрен Мосгордумой

Я внимательно изучил все шесть инициатив Навального: он разрекламировал их как некое откровение, которое улучшит жизнь москвичей сразу же после принятия этих законов. Но это очередная ложь: проекты либо напрямую противоречат федеральному законодательству и не могут даже рассматриваться региональным парламентом, либо фактически повторяют давно принятые и действующие законы города Москвы. Так что это не "откровение", а в лучшем случае политическая игра.

Единственный законопроект Навального, о котором можно вообще спорить, - документ о переходе к прямым выборам мировых судей. Он, кстати, наиболее проработан юридически, поскольку на 95% повторяет давно принятый нами закон Москвы. Но профессионалы прекрасно знают, что прямые выборы судей существуют только в США (не во всех штатах) и в некоторых кантонах Швейцарии. И даже старейшие европейские демократии придерживаются системы выборов судей аналогичной той, что существует у нас. Поскольку она практически совершенна, она дает возможность высокопрофессиональным порядочным людям стать судьями.

У меня нет никаких претензий к порядку избрания и назначения на должность мировых судей. У меня есть серьезные претензии к порядку их освобождения от должности и есть претензии к порядку назначения председателей региональных судов, минуя парламент. Но именно там, где предложения Навального выглядят наиболее революционно, действующее законодательство, с моей точки зрения, является абсолютно сбалансированным, отработанным и не нуждающимся ни в какой корректировке.

Владимир Платонов: Как я уже сказал, основные его законопроекты заведомо нельзя принять, потому что московскому парламенту предложено подменить Госдуму и вмешаться в вопросы, которые или уже регулируются федеральным законодательством, или относятся к компетенции федерального законодательства.

Но больше всего меня возмутило требование к Мосгордуме принять закон, ограничивающий приглашение мигрантов с минимальной зарплатой в 700 тыс. рублей. Это при том, что именно МГД вместе с С.С. Собяниным неоднократно выступали со своими предложениями по решению проблемы миграции. Скажу больше, с конца девяностых мы настойчиво предлагаем федеральным законодателям дать нам возможность самим определять, сколько приезжих рабочих рук нужно городу, и выдворять гастарбайтеров, если они не занимаются той работой, для которой приехали. Но также не находим поддержки.

В Госдуме создана специальная комиссия по мониторингу всех законов, принятых за последние 20 лет. Считаешь ли ты эту работу необходимой и как Московская городская Дума в ней участвует?

Владимир Платонов: Это важнейшая работа. Чрезвычайно опасно, когда один федеральный закон противоречит другому, потому что не ясно, какой нормой пользоваться. И, как правило, пользуются той, которая выгодна.

Ключевой вопрос

У нас благодаря административному кодексу появилось такое понятие, как экстерриториальность, потому что, например, штраф за неправильную парковку в Москве и Санкт-Петербурге один, а по всей России - другой. Тоже самое касается Московского и Санкт-Петербургского университетов. То есть законодательство признало, что для столиц может быть отдельное регулирование. Не считаешь ли ты в этой связи, что принципиально нужно решать вопрос о том, чтобы Московская и Санкт-Петербургская думы принимали законы, корректирующие на своей территории федеральное законодательство? Например, в таких вопросах, как трудовое законодательство, налогообложение в части, касающейся регионального бюджета, порядок регистрации сделок с недвижимостью?

Владимир Платонов: Еще в 1996 году, работая в Совете Федерации, я столкнулся с тем, что разговоры о законодательной специфике для Москвы и Санкт-Петербурга - это дополнительный раздражающий фактор. Поэтому я всегда предлагал использовать термин "город федерального значения". И я считаю, что федеральное законодательство по вопросам совместного ведения необходимо делать рамочным, чтобы парламент каждого региона, принимая свой закон, смог бы найти ту нишу, которая ему нужна.

Право Госуправление Москва Московская городская дума Столица