12.09.2013 00:10
Культура

В зале "Рабочий и колхозница" открылась выставка "Невесомость"

В зале "Рабочий и колхозница" открылась выставка "Невесомость"
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №203 (6179)
- Пожалуйста, аккуратней, там, на шпильках! Можете сломать! - замечание куратора выставки Елены Селиной совсем нелишне: инсталляция Ирины Кориной - это непролаченные паркетные доски, закреплены на лагах внизу только посередине и ходят вверх-вниз, когда на них наступаешь. К невесомости в привычном понимании слова это имеет довольно близкое отношение: каждый шаг по обширному залу стоит контролировать, он непредсказуем, ты ведь не по ровному паркету ходишь, а это художник ловит вас на грани между страхом упасть и удовольствием устоять...
Читать на сайте RG.RU

Проект "Невесомость" стал последней идеей, инициированной Мариной Лошак (прежним руководителем МВО "Манеж"), и первой, воплощенной в жизнь нынешним директором "Манежа" Андреем Воробьевым и одним из лучших арт-кураторов и галеристов столицы Еленой Селиной.

"Невесомость" - название весьма ассоциативное, навеянное куратору, по ее словам, близостью монумента "Покорителям космоса", павильоном "Космос" на ВВЦ, той же гостиницей "Космос", самой устремленностью ввысь одного из самых необычных выставочных павильонов столицы...

Но в самой выставке совсем нет того самого космоса, с которым мы и связываем понятие "невесомость", зато объектов, демонстрирующих состояние внутренней невесомости, неустойчивости, тревоги, совершенно по-разному ощущаемое и выражаемое современными художниками, собрано немало.

- Невесомость, отсутствие баланса - сильнейший стресс, который испытывают современные люди, лишившиеся жизненной опоры в окружающем мире, - говорит Селина. И большинство художников, приглашенных в "Невесомость", чувствуют окружающую их неопределенность, растворяются, медитируют в ней.

Вот детская площадка, абсурдистская инсталляция Александра Повзнера - идущая ввысь лесенка, по которой вряд ли какой ребенок рискнет подниматься: у нее быстро заканчиваются поперечные перекладины, а за ними и продольные. Качели у Повзнера - это тоненькие загнутые палочки с прикрепленными внизу резиновыми сидушками, за кольца и годовалый малыш вряд ли рискнет взяться...

Дети в видеоинсталляциях самарца Владимира Логутова взлетают в пространство и по воле замедлившего движение картинки автора весело зависают в воздухе, делают фантастические кульбиты - но только ли левитируют они и выпущенные ими из рук яблоки? Или уже не уверены в том, куда приземляться?

В бесконечность сквозь пургу движутся бесконечные вагоны, сквозь пыль - грузовики, раз за разом вылетают из авиалюка в топографическую даль тюки с грузами - в маленьком закутке разместилась эта недюжинной изобразительной силы инсталляция "Эшелон" группы "Синий суп". Одна из лидеров знаменитой Art Basel инсталляция и здесь производит впечатление своим зависанием в невесомости, мрачной и безысходной.

А вот объект Сергея Шеховцова, созданный специально для этой выставки (большинство инсталляций уже экспонировались прежде), сюжет которого показывает сразу несколько состояний невесомости. На постаменте, символизирующем шоссе, последовательно изображены пенопластовые фигуры человека, "зависшего" в прострации, женщины в прострации уже условной (она беременна), фигуры пианиста, пытающегося найти из своего сомнамбулического состояния хоть какой-то выход (ведь музыка - это всегда выход!). И наконец, человека, пытающегося пробить бесконечность закругляющегося шоссе. Человек, по словам Шеховцова, постоянно ищет точку опоры, теряя очередную, сразу бросается к следующей.

Елена Селина категорически не согласна с теми зрителями, которые, глядя на воплощенную художественную мысль, недоумевают и не находят ответов на вопросы о том, "что же художник хотел сказать своим художественным произведением".

- Это не посыл этой выставки, равно как и всех прочих, - говорит куратор. - Вы всегда видите только то, что художник хочет сказать своим визуальным языком, его подсознательную реакцию на окружающий мир. Он говорит на тему "Я и мир", выстраивает по-своему лишь реальность, что наблюдает вокруг себя.

В современном обществе на художника (да и только ли на него?) влияют разнообразные хаотические силы, и невозможно предугадать траекторию их движения. Как невозможно предугадать и силу взаимодействия электронных датчиков, встроенных художниками екатеринбургского арт-объединения "Куда бегут собаки" в снежные шары - вот шары и катаются на видеоэкране под красивую восточную музыку куда кто захочет, в полной, фактической невесомости и независимости. От экрана невозможно оторвать глаз.

Актуальное искусство