Основная конкурсная программа "Киношока" обещает быть эксцентрично-насыщенной. Здесь предстоит увидеть украинско-французский фильм о любви доктора венеролога и космонавта на фоне проводимого секретного космического эксперимента ("F 63.9 Болезнь любви" Дмитрия Томашпольского и Алены Демьяненко). Всплакнуть на мелодраме из жизни двух эстонцев-киноманов, чей таллинский дом превращается то в революционный музей, то в рабочую коммуну ("Живые картинки" Харди Вольмера). Проследить за историей латышской баскетбольной команды, выигравшей чемпионат Европы в 1935 году ("Команда мечты 1935" Айгарса Граубы). Взглянуть на мир глазами семилетней узбекской девочки, которая проводит просто сказочное лето у любимой бабушки в деревне ("Не забудь меня" Камары Камаловой). Понаблюдать за причудами грузинских соседей, живущих в доме напротив (в картине Георгия Качаравы "Сделано в Грузии... без денег"). Испытать настоящую киргизскую "Страсть", в которой беременная героиня фильма Темира Бирназарова мечется от богатого и женатого пожилого любовника к молодому поклоннику и обратно. А еще продать родительский дом в Азербайджане, как в "Хамелеоне" Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела; вспомнить о кочевом казахском прошлом в "Старике" Ермека Турсунова... Поездить по гастролям с мужским армянским хором в картине "Это не я" Марии Саакян. И пережить настоящую драму - реальную и невероятную - в судьбе одиннадцатилетней литовской девочки, мужеству которой позавидует любой взрослый мужчина: она сбегает из эшелона для спецпереселенцев, направлявшегося в ГУЛАГ, и самостоятельно преодолевает путь в шесть тысяч километров из Сибири в родную Литву ("Экскурсантка" Аудрюса Юзенаса).
Россию на "Киношоке" представляет фильм Виктора Тихомирова "Чапаев Чапаев", снятый художником-"митьком" по одноименной собственной поэме в прозе. В его киноверсии как историческая правда, так и советские литературные и кинематографические мифы Фурманова и Васильевых отсутствуют полностью. События этой фантасмагории разворачиваются в 1919 году и середине 50-х - конце 60-х, со времен Гражданской войны до заката хрущевской оттепели. Виктор Тихомиров отказался топить красного командира в реке, и его Чапаев дожил до старости, освоил мирные профессии сначала сапожника, а затем киномеханика, но не утратил при этом залихватские черты человека из легенды, хотя и был откровенно срисован с "митька" без всяких внятных отсылов к привычному образу Василия Ивановича, созданному Бабочкиным. Как в книге "Чапаев Чапаев" Тихомирова, так и в его фильме.
"Это уточнение уже существующего мифа, - пояснял художник и режиссер Виктор Тихомиров. - Почему фамилия Чапаева вынесена в название дважды? Я обратил внимание, что подобные повторы производят магическое воздействие на публику".
Рисковал Тихомиров по-крупному. Из Петьки он сделал девушку. Вместо Чапаева утопил Анку. Внедрил в канву откровенно мистический персонаж - Пиджак с розами. Смешал жанры народного сказания с советским детективом, точнее, с пародией на него. Роль Чапаева доверил Ивану Охлобыстину. Причем все: от оператора картины Сергея Юриздицкого до приглашенных звезд (Охлобыстин плюс сыгравшие с ним Александр Баширов, Михаил Шац, Сергей Перегудов и Наталья Тихомирова - дочь Виктора Тихомирова, актриса и художница по костюмам), - работали бесплатно. Настолько сильно было желание встретиться всем вместе на площадке и рассказать оптимистический финал истории. А "энтузиазм масс", по наблюдениям Тихомирова, никто еще не отменял. По его глубокому внутреннему убеждению, в искусстве необходимо время от времени освежать восприятие, сбивать с ритма и размешивать застоявшееся болото. Совпадет ли его картина, как одна из самых ожидаемых припасенная под финал, с несбивчивыми уверенными ритмами "Киношока", и окажется ли заразительным для всей фестивальной программы момент, когда Чапай выплывет, время покажет.