17.09.2013 00:45
Экономика

В России поменяют подход к финансированию бизнеса

Текст:  Михаил Мамута (вице-президент "ОПОРЫ России" по финансовым рынкам)
Российская Бизнес-газета - : №36 (914)
Опросы членов "ОПОРЫ" показывают, что принципиальное значение для бизнеса вновь имеет хороший бизнес-климат, совершенствование налоговой политики и системы страховых платежей, упрощение доступа к инфраструктуре, замедление роста тарифов естественных монополий как минимум до уровня инфляции, а также снижение уровня коррупции "на местах".
Читать на сайте RG.RU

Без их решения, только финансовыми инструментами, текущую проблему стагнации в МСП не решить. Однако предприниматели отмечают, что недоступность кредитов, особенно длительностью свыше трех лет, а также процентные ставки по ним за последний год существенно выросли, что создает дополнительные препятствия для развития малого и среднего бизнеса.

Чтобы упростить доступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам, прежде всего на системном уровне нужно поменять сам подход к финансированию бизнеса. Сегодня ситуация выглядит таким образом: чем больше бизнес, тем проще ему привлечь необходимые средства, тем больше опций ему доступно. Однако это в корне неверно. Доступность должна быть одинаковой на всех этапах жизненного цикла бизнеса, поскольку, например, начало предпринимательской деятельности - самый сложный этап, и привлечение финансирования в этот момент - один из ключевых факторов, определяющий дальнейший успех или неудачу. Настолько же важной является и поддержка при переходе с одного уровня развития бизнеса на другой: стартап - в микробизнес; микро- - в малое предприятие; наконец, малое - в среднее. Разделение на эти группы не просто формальность, у них действительно разные возможности и финансовые потребности, поэтому такие переходы имеют характер качественных. В связи с данным обстоятельством сложно предложить какой-то единый финансовый рецепт для разных уровней развития бизнеса. Реализуемые меры должны носить комплексный характер, причем особенный акцент должен делаться на тех инструментах финансовой поддержки, которые способствуют переходу бизнеса с одного уровня развития на другой. Государство же в этом процессе должно выполнять роль акселератора, обеспечивая дополнительное "ускорение" и поддержку в таких переходных этапах. Уже понятно, что разные уровни зрелости бизнеса дают разный, но одинаково значимый экономический и социальный эффект для страны: если микробизнес - это в первую очередь занятость населения и выполнение снабженческих и обслуживающих функций в малых городах и на селе, то "газели", перепрыгивающие с уровня малого бизнеса на средний, дают основной вклад в экономический рост и прорывные инновационные решения.

Переходя собственно к вопросу о снижении процентной ставки для МСП до уровня 10% годовых и ниже, а также удлинения сроков кредитов со стороны банков, разумно разделить возможные меры на три группы, напрямую влияющие на ценообразование: связанные со снижением стоимости фондирования банков, направленные на уменьшение риска в сфере МСП и связанные с развитием небанковских инструментов финансовой поддержки бизнеса.

Несмотря на то что в последнее время в прессе больше говорится о потребительских микрокредитах, микрофинансирование общепризнанно является одним из главных инструментов поддержки начинающих предпринимателей, поскольку банкам неинтересно (невыгодно) кредитование этой категории заемщиков. Нормально работающий сегмент микрофинансирования повышает границы охвата финансово-кредитной системы, снижает долю нерегулируемого кредитного рынка, дополняет предложение банковского сектора. Малые города, начинающие предприниматели, ЛПХ, микробизнес - здесь микрофинансирование незаменимо. Однако для того чтобы стоимость микрозаймов бизнесу снижалась до уровня 15% годовых и менее, необходимо дальнейшее расширение господдержки МФО по линии минэкономразвития и ВЭБ/МСП-банка. Возможно, стоит рассмотреть и постепенное включение наиболее устойчивых МФО в программу рефинансирования со стороны ЦБ РФ. Ясно, что этот "пряник" должен быть доступен только МФО, выполняющим все условия регулятора, однако он является сильным стимулом для общего роста эффективности в секторе микрофинансирования.

Также необходимо повысить роль региональных гарантийных фондов МСП в поддержке начинающего предпринимательства через унификацию требований к предоставлению поручительств в разных регионах и введение норматива (например, до 10% от размера гарантийного портфеля фонда), в рамках которого фонд вправе принимать на себя потери по кредитам начинающему и быстро растущему бизнесу. Да, это безусловный риск, но ведь в принятии на себя рисков как раз и состоит основная функция гарантийных фондов. Но зато их вклад в поддержку начинающих предпринимателей и уже упоминавшихся "газелей" сильно возрастет, что на текущем этапе развития экономики весьма востребовано. Конечно, стоит поддержать и планируемое создание целевых федеральных гарантийных фондов для малого и среднего бизнеса, так как имеющихся в системе региональных фондов ресурсов явно недостаточно для существующих потребностей МСП.

Предложенный набор мер не является исчерпывающим, он может дополняться и корректироваться по мере всестороннего обсуждения. Однако мы считаем чрезвычайно важным начать процесс такого диалога как можно скорее, придав ему комплексный характер.

Бизнес