17.09.2013 00:09
Культура

Сегодня стартуют конкурсные показы XXII фестиваля "Киношок"

Новая роль Анатолия Васильева на XXII "Киношоке"
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №207 (6183)
Сегодня начинаются конкурсные показы XXII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
Читать на сайте RG.RU

В третий раз главное жюри "Киношока" возглавил Анатолий Васильев - театральный режиссер-легенда, которого в Анапе запомнили как сверхответственного председателя жюри. Линия его поведения завораживала. Всем радостям внепрограммной фестивальной жизни он предпочитал кино. И все конкурсные фильмы, которые ему предстояло оценить на прежних Открытых фестивалях кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, он смотрел дважды: первый раз - вместе со зрителями на общих фестивальных просмотрах, второй - заказывая специальный отдельный показ, чтобы помимо полученного общего впечатления от картин сосредоточиться в уединении на деталях. Такое пристрастие объяснялось им подкупающей открытостью ко всему новому и завидным желанием учиться в любом возрасте и любом статусе: мол, я же не профессионал в области кино, но должен же разобраться.

"Киношок" знал и встречал на своей территории многих великих, знаменитых и прославленных. Чувствовали там себя всегда и все хорошо. Потому и списками председателей жюри на "Киношоке" могут гордиться по праву: в незыблемой традиции фестиваля то, что большое жюри возглавляет выдающийся деятель культуры - не кинематографист, и в разные годы это делали Ирина Антонова, Андрей Битов, Владимир Васильев, Юрий Башмет, Даниил Гранин, Николай Петров, Святослав Бэлза, Владимир Маканин, Виктор Ерофеев, Зураб Соткилава, Владимир Досталь и многие другие редкие гости на светских кинопраздниках, весьма и весьма избирательно подходящие к собственным визитам на подобные мероприятия.

Анатолий Васильев прибыл в Анапу из Парижа, где живет последнее время, за десять дней до открытия "Киношока". Моложав, строен, со вкусом одет, загорел, с посторонними - неразговорчив. За два дня до начала конкурсных показов собрал членов жюри (в его команду в этом году вошли победитель прошлого "Киношока" режиссер из Грузии Заза Урушадзе, латвийский продюсер Гатис Упмалис, российские киновед Наталия Нусинова и режиссер и актер Александр Галибин), видимо, для изначально качественной расстановки приоритетов, несмещения акцентов и определения философской глубины погружения в проблему судейства фильмов, созданных на постсоветском пространстве.

На одном из первых "Киношоков" Анатолий Васильев сделал "постороннее вступление" от председателя жюри фестиваля. Звучало оно так (цитата - из летописи тех времен дословная): "Непросто быть посторонним на празднике богатых. Непросто и наблюдать пир победителей. Уже было. Легкий почти к радости шок прошел. Состояние, однако, не улетучилось... Мы заболеваем сумасшествием. Человек театра, я бесконечной, ребячьей мечтой всегда любил кинематограф. Я постарел, но вдруг увидел, что вместе со мной постарело и мое кино. Где вы, славные годы томления и одиночества в темном зале кинотеатра "Энтузиаст"! О боже, как подсушило смутное время целлулоид черно-белого, "немого", но почти советского кино - что скрывать и что стыдиться. Так, мы из немых и неубитых, но двадцатых и шестидесятых годов вышли. Останемся же почти такими". Тогда девизом "Киношока" было "Любви все возрасты покорны". Теперь - "Не в деньгах счастье". Чему будет посвящен специальный "круглый стол" с участием всех приехавших на "Киношок" кинематографистов. Небанальная, надо отметить, заявка на тему в контексте общепринятых плачей об отсутствии должного достойного финансирования кинопроектов всех народов. И интересный обмен опытом выживания в неравных условиях, который на самом деле имеет место быть - ведь на "Киношок" в этом году в разные программы прислали фильмы все наши бывшие союзные республики. Мораль: фестивали, как и люди, взрослеют, стареют. Но в случае с "Киношоком" число совместно прожитых двадцати двух лет их только красит. Смотрите фотохроники - такими же, ну или почти такими, остались многие. А некоторые так даже и заметно похорошели.

Мировое кино Наше кино