В хорошем смысле. Все разговоры, что велись летом о закрытии и прекращении вещания ОТР, пока не находят под собой почвы. Стоит только взглянуть, что происходит в Останкино, где Общественное телевидение арендует помещения. Когда генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко ранее говорил, что он - "профессиональный нищий", акцент нужно было делать на слове "профессиональный". Потому что на сегодняшний день мы имеем в лице ОТР один из наиболее мощных телевизионных комплексов в стране. И откуда только средства нашлись? Или это чудеса экономии?
Напомню, что в первый раз "РГ" была в новых помещениях ОТР в конце августа во время интервью с генеральным директором канала Анатолием Лысенко, в котором вкратце описано впечатление от бывшей кухни Останкино, которая превратилась в "кухню Общественного телевидения".
Не прошло и трех недель, как переезд завершен. Из пяти мест, где до этого, начиная с 19 мая, вещало ОТР, сотрудники, техника и декорации потихоньку переехали в телецентр. За столами в новостной комнате сидят по двое-трое: людей больше, чем планировали. Все - новенькое, все сверкает, и вот уже для небольшого круга представителей СМИ проводится первая экскурсия.
Из переговорного зала с белыми креслами и большим экраном выходим прямо в административный коридор. Тут кабинеты начальников и прямо посредине удобные белые диваны - на них можно ждать приема и смотреть телевизор. Какой канал? ОТР, разумеется. Новые таблички, новые визитки… Хорошо известные имена. Анатолий Лысенко, Александр Пономарев, Станислав Архипов, Юрий Бабуров, Игорь Найговзин…
Проводит экскурсию Герман Вейнберг - директор дирекции развития, координации и планирования. В IT-дирекции еще не распаковали вещи. Гитара соседствует с коробками, компьютеры - с книжками…
- А вот зал, где мы делаем голоса, - заводит нас Герман Вейнберг в комнату, отделанную звукопоглощающими материалами, - там стоят уже готовые к работе компьютеры и звукоустановки. Прямо в эту комнату выходит окно дикторской. Я прислушалась. Почему-то показалось, что сейчас эти голоса начнут звучать прямо в моей голове - так все технично.
И раздался голос… Это звали дальше, в гримерку…
- К вопросу о деньгах, - поясняет Вейнберг, проводя нас по коридорам. - Стены были просто бетонные. Можно было выравнивать, цементировать… Но мы поступили гораздо экономнее. Просто закрасили стены и положили матовое стекло. Получилось дешевле.
В коридорах ОТР можно увидеть молодые лица "вперемешку" со "старыми" - хорошо знакомыми. Так, войдя в новостной блок, где создается впечатление, что за компьютерами сидят одни студенты, мы вдруг встретили Александра Герасимова. Известный телезрителям по работе в программе "Время" и на канале НТВ, Герасимов на ОТР возглавляет информационно-аналитическое вещание.
- В целом новости на нашем канале идут 240 минут в сутки: новостные выпуски каждый час плюс шесть выпусков 23-минутного формата. Материалы из 73 регионов приходят к нам онлайн практически круглосуточно.
- Каков же принцип отбора? - спрашиваю.
- Все, что происходит в России. Больше интересует провинция, чем то, что случается в пределах Садового кольца. Встреча президента с губернатором, который представит невнятную повестку, менее важна, чем какое-то конкретное событие в регионе. Авторы из регионов высылают нам свое видение происходящего. Все - на коммерческой основе, мы платим корреспондентам, все довольны.
Дальше перед нами - студии. Из двух радиостудий сделали одну - телевизионную. Широкую, просторную, насыщенную цветами. Это новостная студия. А всего их тут три. Есть еще студия общественно-политических программ, из нее выходят выпуски ток-шоу "Правда", например. И наверху есть свой "дом" у модераторов. Там еще не установлены столы, но уже прикреплена камера, которую режиссер может включать в любой момент, чередуя эфир со студийными включениями.
Эфирный комплекс - святая святых канала. Смотрим аппаратные. Нас предупреждают, что на кнопочки лучше не нажимать. А хочется. Столько клавиш, линеек, экранов, что руки сами тянутся…
- Обычно эти двери закрыты, - говорит наш гид. - Но для вас мы их открыли.
Мы входим в помещение архивов. На ОТР их два - цифровой (роботизированный) и ленточный.
- Мы сразу вышли "в цифре", - присоединяется к разговору Павел Ожиганов - молодой директор дирекции технической поддержки. - И это выгодно отличает ОТР от каналов, что вещают уже давно.
Смотрим основной машинный зал (есть еще и резервный). Мощная техника, кондиционирование ведется из-под пола... Снова предупреждение: если тронете что-то не то и услышите щелчок, то у вас есть за 15 секунд, чтобы выйти. Это на случай форс-мажора: тут есть газ, за четверть минуты готовый перекрыть и выдавить весь кислород из помещения.
Выходим на "пятачок" пространства, откуда двери ведут в комнаты, начиненные новой техникой.
- Мы называем это Площадь суточников, - поясняет Павел. - Тут все работает 24 часа. Это мультиформатный комплекс записи - именно сюда поступают материалы на любых носителях и их возможно прочитать, центральная коммуникационная аппаратная. А также - автоматизированный эфирный комплекс, где занимаются формированием эфирных программ, и аппаратная контроля качества (контрольный просмотр передач перед эфиром на предмет возможного брака).
С такой техникой канал сегодня могут смотреть все абоненты спутниковых, кабельных, цифровых наземных эфирных сетей распространения.
- Теоретически при такой технике, как здесь, нас могут смотреть более 25 млн человек. А потенциально - 71 млн, - объясняют нам наши экскурсоводы.
Возвращаемся в переговорную. И по дороге нам объясняют, почему для ОТР важно расположение именно в Останкино. Это позволяет решать многие проблемы прямо на месте. Нужна студия побольше, мощности посильнее - все рядом. Остается только договориться.
При этом от основного телецентра ОТР отделено резервным питанием. Энергетическая безопасность здесь на уровне каналов Первого мультиплекса. И если случится очередное ЧП (тут имеет смысл вспомнить о пожарах в Останкино), то на ОТР смогут за счет собственных источников питания не прерывать вещание.
Спрашиваю о том, чем же отличается сегодня Общественное телевидение, оборудованное по последнему слову техники, от новых студийных комплексов ведущих российских каналов.
Мне объясняют, что размером: "Мы - компактнее. Но у нас уровень аналогичный, хотя возможностей поменьше, да и мощности не столь сильные. При этом мы ожидаем, что в течение еще пяти лет наш комплекс будет актуальным и находиться на хорошем технологическом уровне".
Понятно, что технологические и оргвопросы на ОТР пока что решали больше, чем творческие. Но планы на новый сезон все же есть. И о них рассказал главный продюсер канала Станислав Архипов.
- У нас в сетке пока произойдут незначительные изменения. Мы должны учесть, что вещаем на всю страну. Постараемся сделать такую линейку, которая называется "Открытая дверь", где затронем наиболее важные моменты для общества. Выпуски будут по тридцать минут, но для нас это серьезное движение. Документальный показ весь, за исключением программы "Соцсеть.док", был несколько спонтанный. Но нам помогали и Первый канал, и "Россия". Сейчас мы работаем над тем, чтобы получилась логика в документальном и в кинопоказе.
С октября по пятницам на ОТР должны появиться два развлекательных проекта. Секреты раскрывать пока не будем. Но в стране есть столько музыкальных коллективов, о которых пока никто не знает…
Линейка "Большая страна" должна расшириться, в ней появятся интервью с наиболее значимыми людьми для региона и страны. Кроме того, в сетке появятся еще две линейки интервью. Имена интервьюеров тоже пока раскрывать не станем. В новостных программах теперь выходят и комментарии. Они уже есть в выпусках в 19 часов и в 22.30. Комментаторы - Георгий Бовт, Сергей Лесков, будут и другие.
Мы исходим из тех реальных финансовых условий, которые существуют. Но разрабатываем для себя новые проекты, снимаем, производим, монтируем, и уже к январю планируем поразить и вас, и зрителей неожиданными новинками.
- Мы стараемся всех объединить, сделать то, что в старые времена называлось "Шире круг!", - подводит черту в разговоре Анатолий Лысенко. - И у нас все - своего производства. Покупать ничего не будем!