Большой проблемой остается мошенничество: 26% владельцев карт признались, что сталкивались с ним (для сравнения: в США таких 44%, что в НАФИ связывают с большим распространением карт, а, например, в Швеции - 12%, несмотря на то, что карты там распространены явно не менее широко, чем в России). По мнению финансового омбудсмена Ассоциации российских банков Павла Медведева, цифры по России преувеличены: он считает, что если бы с мошенничеством действительно сталкивались более четверти пользователей, остальные три четверти вообще перестали бы использовать карты. К омбудсмену с просьбой решить ситуацию с мошенническими действиями по карте обращаются 3-4% клиентов банков. Впрочем, по его словам, пока что это маргинальная проблема чисто статистически, а вот практически порой выливается в большие трагедии, когда у человека незаконно списываются средства, а доказать это он не может.
- Чаще всего пользователи банковских карт сталкиваются с так называемой "социальной инженерией", то есть игрой мошенников на психологии и доверии, - рассказала гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. - К этому относится, например, рассылка эсэмэсок, якобы от ЦБ, о том, что карта пользователя заблокирована, и для решения проблемы нужно выслать пин-код от нее либо перезвонить по указанному номеру. Масштаб этого мошенничества таков, что ЦБ даже вынужден был выпустить письмо с опровержением, что он никаких сообщений никогда не рассылает.
В НАФИ также изучили, как ведут себя клиенты банков после того, как столкнулись с мошенничеством по картам. 86% опрошенных за решением проблемы идут непосредственно в банк-эмитент карты, и в 75% помощь была получена. 25% обращались в правоохранительные органы, помощь получили 10%. Интересно, что 32% бездействовали после того, как столкнулись с мошенничеством, а 19% стали избегать пользоваться картой или банкоматом либо сменили банк.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), наиболее значительные потенциальные потери от мошенничества пришлись на сегмент кредитных карт - они оцениваются в 10 млрд руб. За год рост составил более 68%. Это связано в том числе с тем, что кредитные карты становятся все более популярным видом кредитования у россиян. Если сегодня каждый четвертый необеспеченный кредит выдается с помощью кредитной карты, то к 2016 году на этот сектор, по прогнозам НБКИ, придется большая часть задолженности по необеспеченным кредитам.
Минфин признает наличие проблемы, однако продолжает настаивать на увеличении доли безналичных расчетов. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, альтернативы нет: носить в кармане большое количество денег, по его мнению, менее безопасно, чем держать их на карте. "Позиция минфина определенная: чем меньше наличных расчетов, тем лучше, особенно при крупных покупках на миллионы рублей. Сейчас мы работаем над законопроектом, ограничивающим расчеты наличными 600 тыс. руб. Также мы планируем обязать розничных торговцев принимать карты повсеместно, если их годовой оборот превышает 600 тыс. руб.", - рассказал Моисеев. Он добавил, что это не значит, что не надо ничего делать для повышения безопасности расчетов. Эта проблема минфин беспокоит, и сейчас ведомство готовит поправки в ст. 9 Закона "О национальной платежной системе", которая вступает в силу с 1 января 2014 года и регулирует порядок действий банков и клиентов в случае несанкционированного списания с карты. По словам Моисеева, в текущем виде статья не устраивает ни банки, ни клиентов, поэтому в ближайшее время минфин планирует "определиться с текстом поправок и внести их на рассмотрение Госдумы". Сути предложений, впрочем, замминистра не раскрыл, отметив, что работа над текстом статьи еще идет.
Банкиры подтвердили, что ст. 9 в нынешнем виде их не устраивает. По словам директора по мониторингу электронного бизнеса Альфа-Банка Алексея Голенищева, есть опасения увеличения претензий клиентов "с неправомерным умыслом". Он добавил, что от того, в какой редакции будет принята статья, будет зависеть и объем эмиссии карт. Банкир сравнил это с кредитованием: по его словам, кредиты дорогие потому, что процент невозврата по ним велик. Зампред правления Военно-промышленного банка Алексей Никитин отметил, что в основном клиенты банка становятся жертвами мошенников из-за собственной беспечности: люди продолжают писать пин-код прямо на карте или хранить его в кошельке вместе с картой.
Заместитель директора департамента регулирования расчетов Банка России Андрей Шамраев считает, что неправильно сводить всю проблему к ст. 9. По его словам, если риск уменьшается до приемлемого для банка, значит, он становится неприемлемым для клиента. Безопасность, по мнению Шамраева, скоро станет ключевым условием выбора клиента в пользу или не в пользу банка. При этом он отметил, что развитие рынка опережает развитие защиты клиентов. Около 200 млн карт выпущено в России, к концу этого года оборот по ним составит 30 трлн руб., добавил начальник управления регулирования и развития розничных платежных услуг Банка России Вадим Кузнецов. Он напомнил, что еще до разработки ст. 9 ЦБ выпустил ряд рекомендаций по безопасному использованию карт, в том числе при совершении интернет-платежей.