Сопредседатель совета Национальной валютной ассоциации, зампред правления "БНП Париба Банка" Сергей Аврамов отметил, что деривативы - это наглядный пример глобализации рынка финансовых услуг. Российское регулирование, по его словам, идет в ногу с мировыми тенденциями, а в чем-то их даже опережает. Во всем мире регулирование рынка ПФИ ужесточается, наиболее детально его сегодня представляет закон Додда-Франка, принятый в США в 2010 году. По данным Международной ассоциации по свопам и деривативам (ISDA), расходы и сложности, связанные с применением этого закона, привели к переходу участников с рынка свопов на рынки фьючерсов. Из-за удорожания внебиржевого рынка перейти на фьючерсы намерены 50% американских участников рынка.
В России, по словам Аврамова, до недавнего времени наблюдалось несколько позитивных тенденций. Например, увеличение доли сложных структурных инструментов, в том числе в сегменте товарных ПФИ. Расширяется и состав участников рынка, в частности, за счет активизации компаний реального сектора - среди участников сделок отмечается все больше небанковских корпораций. Тем не менее, как считает эксперт, рынок мог бы развиваться эффективнее при более благоприятном климате. Существующая неопределенность в регулировании, по его словам, не позволяет сказать, сохранит ли российский рынок деривативов вообще тенденцию к росту или перейдет в стадию стагнации.
Российское регулирование развивается с учетом принципов, обозначенных в коммюнике "большой двадцатки", принятом в 2009 году на саммите в Питтсбурге. Помимо ужесточения одна из тенденций - это стандартизация рынка, и эффект от нее неоднозначный, считает Аврамов. С одной стороны, в результате стандартизации заключение сделок упрощается. С другой - усложняется процесс заключения нестандартных сделок, которые могут быть в определенных случаях более выгодными для участников рынка. "Когда у нас начали претворять в жизнь решения питтсбургского саммита, мне кажется, возникли некоторые перекосы - например, понимание требований коммюнике таким образом, что все ПФИ должны проходить через клиринг, заключаться через центрального контрагента и т.д. Мне кажется, здесь предстоит очень большой и напряженный диалог с регулятором", - отметил Аврамов. С 5 ноября становится обязательным предоставление информации в репозитарий, однако не по всем сделкам, а только по валютным свопам и сделкам РЕПО. Эксперты подчеркивают, что без предоставления информации в репозитарий не может работать механизм ликвидационного неттинга, хотя законодательно он существует уже несколько лет.
- Для тех продуктов, по которым информация будет подаваться в репозитарий, станет доступен ликвидационный неттинг, - отметил партнер Linklaters Андрей Мурыгин. - Это означает, что цены на них будут снижаться, потому что стороны будут брать на себя меньшие риски там, где у них множество сделок по одному генеральному соглашению. Общий объем риска снизится благодаря тому, что он будет сводиться к сумме разницы между всеми сделками по одному договору.
Еще одна актуальная тема - это обеспечение сделок с деривативами, так называемая "кредитная поддержка". Андрей Мурыгин напомнил, что ФСФР разместила на своем сайте предложение об изменении перечня видов ПФИ, куда был включен договор о кредитной поддержке. По словам эксперта, предполагается, что он должен быть признан отдельным видом ПФИ. "В принципе, для деривативов это вполне нормальный подход и положительное явление. Решит ли это главную проблему, чтобы соглашения о кредитной поддержке реально работали? Я думаю, что чисто юридически нет, не решит. Но улучшит ситуацию, потому что вдруг суд займет правильную позицию и решит этот вид обеспечения не оспаривать", - сказал эксперт. Он добавил, что необходимы также изменения в Гражданский кодекс, где должно быть прописано, какие виды поддержки или ценные бумаги могут передаваться в собственность другому лицу в качестве обеспечения при деривативных сделках.
Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев рассказал, что финансовое сообщество ждет информационного письма от ВАС РФ, которое должно разъяснить некоторые спорные моменты деривативных сделок. Напряженность возникла из-за дела одного банка, в ходе которого, несмотря на подписанный договор, суд пришел к выводу, что обязательств между контрагентами по срочной сделке нет. Они не были рассчитаны, и на этом основании суд согласился с правом одной из сторон расторгнуть договор в одностороннем порядке. По словам Тимофеева, дело не в самой возможности расторгнуть договор, а в том, что факт отказа в существовании обязательства по такому договору является смертельным для юридической конструкции ПФИ и уничтожает его экономический смысл. "Позиция ВАС РФ, которой мы ждем, должна быть однозначна: обязательство существует, другой вопрос, что размер его может быть неизвестен, как может быть неизвестна и обязанная сторона. Тем не менее суд не будет сомневаться, что обязательство существует", - сказал эксперт. Однако, по его словам, ВАС РФ в своем письме не намерен ограничиться согласием с позицией участников рынка, также он собирается сбалансировать положения разных сторон ПФИ. Как ожидается, в информационном письме суд будет требовать, чтобы профессионал (квалифицированный инвестор и прочие лица, имеющие опыт заключения сделок на рынке ПФИ) предоставлял непрофессионалу информацию о существе и юридической природе сделки, а также предупреждал о последствиях ее заключения. В том числе о негативных изменениях базового актива ПФИ. Также будет выявляться связь между ПФИ и другими договорами, заключенными до, во время или после деривативных. Если эта связь будет видна из условий сделки, то судьба дериватива будет связана с судьбой другого договора.