Школа эта современная, единственная на новый микрорайон Южный на окраине Каменска, где в просвете улиц виден лес. В районе все друг друга знают, и родители компетентно оценивают достоинства педагогов и качество школьных программ. Судьбоносные вопросы здесь решаются голосованием.
- Родители, извините за казенное выражение, - заказчики наших услуг. Они сами выбирают программу и педагога, - рассказывает директор школы Наталья Говорухина. - Когда родители дружно записали своих 24 сорванцов к Татьяне Семеновой, мы предложили организовать раздельное обучение мальчиков и девочек. Так и получилось у нас два первых раздельных класса. Кому не понравилась идея, их дети пошли в три смешанных класса.
Татьяну Семенову, которая не раз становилась Учителем года, считают легендой, которой под силу приучить к школе шалунов.
Через неделю после первого звонка ее ученики уже демонстрируют "чудеса дрессировки". По команде "первый "В" сюда!" мальчишки, как цыплята, слетаются к учительнице со всех концов школьного двора, тянут руки, чтобы ее "заляпать". К постоянному фоновому шуму она привыкла: "Что тут сделаешь? По природе мальчишки менее чувствительны к шуму, чем девочки".
Один из ее профессиональных секретов - в особом, учительском голосе, ослушаться которого никому в голову не придет. "У меня само собой получается ставить голос на особую ноту - как у певца", - признается она. Так, ученику, который натянул куртку на голову, она едва ли не ласково говорит: "Молодец, Никита, твоя мама сейчас бы тобой гордилась! - и всем: - Стоим красиво, не позоримся". У такого учителя не забалуешь.
- Нам так повезло, что мы к ней попали, - взахлеб радуется одна из мам. - Наше интернет-сообщество школьных родителей считает эту учительницу просто волшебницей. У нее прекрасно учатся даже самые гиперактивные мальчишки.
Татьяна открыто признается в любви к своей профессии. В школу она пришла в 19 лет, в 1991-м - на копеечную зарплату, когда хуже учителей жили только библиотекари и бродяги. Тогда единственная на микрорайон 34-я школа стала самой большой в городе - по одиннадцать классов в параллели, учеников зачисляли в первый "Л" и первый "М". Ее самые первые ученики уже приглашают ее на свои свадьбы. А ей до сих пор каждый день приносит радость.
- С мальчишками мне гораздо интереснее. Я сама мама мальчика, и мне они, наверное, ближе. Они активные, более искренние, естественные, постоянно придумывают что-то новое. А я люблю перемены: все бы шла да ехала, - смеется она. - В начальной школе главное - не отбить желание учиться. В угол я учеников не ставлю, оценок у нас еще нет, и я придумала "похвалишки" - жетончики с надписями "умница", "молодец", "чистая тарелка" - для тех, кто хорошо ест. Один из пап у меня спрашивает: "А "поругашки" тоже будут?" Может, и сделаем...
Если Татьяна - блестящий практик, то Евгения Наумова, учитель девочек, подкована в теории. Незадолго до гендерного эксперимента она защитила магистерскую диссертацию как раз по раздельному обучению (хотя ей и говорили, что тема отчасти фантастическая, и разве что ее внуки смогут учиться раздельно).
- Я бы хотела, чтобы моя дочь так же училась с девочками: ей в первом классе все время мальчишки на уроках мешали. Нам повезло, что родители согласились на раздельное обучение. Оно более эффективно, потому что детей разделила сама природа, - с энтузиазмом говорит Евгения. - Например, у мальчиков внимание держится всего 30 секунд - им надо постоянно давать что-то новое, а мы с девочками работаем на аккуратность: по пол-урока пишем палочки, добиваясь совершенства. Потом мальчишкам нужно соревноваться и побеждать. А девочки постоянно нуждаются в одобрении...
Первый мальчишеский класс занимается в кабинете "Светофор" - с дорожной разметкой на полу, шведской стенкой и общей атмосферой спортивного праздника. Девчонки учатся за углом. Стены в "девчачьем царстве" выкрашены розовым, всюду картинки и цветы: в их классе спокойно и радостно.
На уроках труда девочек учат редким у современных подростков навыкам - готовить, шить, вязать. Физкультура у них тоже девчачья, под негромкую музыку - упражнения на гибкость, хореография. Мальчишек же готовят к экстриму: уроки проводятся на скалодроме, зарядка - на свежем воздухе.
- У нас не монастырь: обучение раздельное, но воспитание совместное. Деление по половому признаку нацелено на эффективную учебу. Социальные навыки при этом не страдают, - объясняет директор Наталья Говорухина.
Вне уроков оба класса вместе - на переменах, во время 40-минутной динамической паузы, на экскурсиях, классных часах. Учителя замечают, что их общение уже богаче, чем у сверстников. Общение с противоположным полом отличается от обыденных занятий. Мальчишки уже спрашивают: "А когда мы к девочкам пойдем? Я для них в подарок цветочек сделал и картину нарисовал".
Учителя географии, химии и других предметов ждут не дождутся, когда экспериментальные, "раздельные" дети пойдут в пятый класс. Гендерную разницу в восприятии материала педагоги прочувствовали на своем опыте. Скажем, механика и двигатели внутреннего сгорания, которые мальчишки с энтузиазмом изучают, для девочек - темный лес: им нравится оптика.
- А вне классов в мальчиках воспитывают мужчин и джентльменов, что очень важно сейчас, когда все уже вволю наигрались с унисексом вплоть до стирания границ между полами. Так что раздельное воспитание отчасти компенсирует ущербность от отсутствия мужчин-учителей в школе, - говорит Наталья Говорухина.
Все без исключения опрошенные взрослые завидуют "раздельным" первоклашкам: "Эх, если бы нам в свое время можно было так учиться". А в школе уже предвкушают выпускной вечер первых экспериментальных учеников: "Это будет настоящий бал-на-весь-мир!"
Оксана Шарафутдинова, победитель конкурса "Учитель года Башкортостана-2013":
- Я считаю, что разделение детей в одной школе по гендерному признаку - это очередное нововведение, прикрывающее некомпетентность инициаторов эксперимента. Мы живем в современном обществе, которое нужно не разделять, а, наоборот, объединять. Как же потом эти дети будут создавать семьи, как научатся друг друга понимать? На моих уроках литературы мальчики анализируют поведение героев женского пола, а девочки - мужского. Идет сравнение восприятий, таким образом, они учатся воспринимать иную точку зрения.
Андрей Генрихович Крейзер, пенсионер, дедушка 7-классницы Марии (Емельяновский район, Красноярский край):
- Лично я двумя руками за раздельное обучение. Сам после войны в Ленинграде учился в школе для мальчиков - в качестве наказания нас отправляли на перевоспитание в школу с девчонками. Моя внучка уже три класса поменяла, все никак с пацанами общего языка найти не может.
Галина Казначеева, руководитель департамента образования и молодежной политики Орловской области:
- К введению раздельного обучения мальчиков и девочек мы относимся неоднозначно. Медицинские исследования подтверждают разную степень готовности к образовательному процессу у мальчиков и девочек, разную скорость и глубину освоения материалов, различия психологического восприятия и реакции, разную психофизику детей каждого пола.
Людмила Литвинова, семейный психолог, Санкт-Петербург:
- Положительный момент в раздельном обучении, несомненно есть. Это и возможность уделить внимание именно чисто мужским и чисто женским занятиям за счет специализированных предметов, и развитие уважения мужчины к женщине, которая остается для него в первую очередь загадкой . Более того, в чисто мужских и чисто женских коллективах учеба выходит на первый план, это подтверждают и сами ученики подобных классов.