18.09.2013 20:18
Экономика

Замглавы Екатеринбурга рассказал о планах развития транспорта

В Екатеринбурге будут развивать трамвайное движение и строить перехватывающие парковки
Текст:  Надежда Гаврилова (Екатеринбург) Анатолий Горлов
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6185)
Организация дорожного движения в Екатеринбурге всегда отличалась от ситуации в других крупных городах УрФО. И деятельность екатеринбургских чиновников в этой сфере постоянно вызывает серьезную критику со стороны автомобилистов и пешеходов. Журналисты "РГ" решили узнать особенности дорожной стратегии мэрии из первых рук - у заместителя главы городской администрации по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгения Липовича.
Читать на сайте RG.RU

Евгений Ефимович, сейчас самая актуальная тема - ремонт дорог. Каковы запланированные объемы, успеваем ли в срок?

Евгений Липович: Объем работ мы считаем недостаточным. Состояние улично-дорожной сети в Екатеринбурге все последние годы ухудшалось. Сколько надо ремонтировать? Мы исходим из старых советских нормативов, которыми предписывалось текущий ремонт проводить раз в пять лет, а капитальный - раз в восемь лет. То есть каждый год мы должны ремонтировать в текущем режиме 20 процентов городских дорог, а капитально - 12. В последние два-три года мы подходим лишь к 10 процентам по первому показателю. Под капремонт в этом году впервые попали три дороги. Это очень существенная статья расходов городского бюджета, сегодня она оценивается в полтора миллиарда рублей в год. Расширяя проезжую часть, создавая дополнительные условия для автомобилистов, мы сами загоняем себя в угол, потому что со временем приходится ремонтировать все больше и больше дорожного полотна.

Вас как заказчика и как жителя города все устраивает в этом процессе?

Евгений Липович: К сожалению, нет. Большую часть запланированных работ мы все-таки успели сделать до первого сентября. Но часть не закончили: погода подвела. Надеюсь, реконструкцию улиц Фурманова, Циолковского и Сурикова дорожники завершат к 1 октября. А вот ремонт улицы Степана Разина нам сорвал подрядчик. Видимо, придется оставить объект незаконченным, а в будущем году проводить новые торги в надежде, что конкурс выиграет более дееспособная компания.

Скольких подрядчиков из-за невыполнения контрактов внесли в реестр недобросовестных поставщиков?

Евгений Липович: Как правило, до этого не доходит. Плохая работа просто не оплачивается, и подрядчики знают, что могут получить деньги, только когда все исправят. У нас есть две независимые лаборатории, контролирующие качество покрытия. Если хотя бы один из показателей выходит за рамки, то, как бы ни просили подрядчики контролеров закрыть глаза на погрешности, ничего не получится.

Несколько лет назад недалеко от нашей редакции отремонтировали дорогу, уложили асфальт, а затем тут же выкопали глубокую траншею и начали менять трубы. Как избежать подобных казусов?

Евгений Липович: Есть такая проблема. Мы стараемся согласовывать свои планы с сетевиками. В этом году, к примеру, решили капитально не ремонтировать улицу Малышева, поскольку не получили ответа о готовности энергетиков произвести замену коммуникаций. Так что капремонт будем делать только в 2016 году, а нынче только текущий. На улице Шевченко тоже пока не приступаем к работе - ждем, когда "Водоканал" поменяет коллекторы. Вообще, мы коммунальщиков предупредили: сразу после ремонта не позволим вскрывать покрытие. Если авария - тут уж ничего не попишешь. Но плановый ремонт допустим только через три года после замены покрытия, и точка. Это, конечно, вызывает недовольство, но сетевикам приходится мириться.

Была идея ввести плату за въезд в центр города. От нее отказались?

Евгений Липович: Лично у меня такой мысли не было. Была и есть цель проводить мероприятия, направленные против излишнего использования личного транспорта в центре города. Такие механизмы существуют во всем мире. Например, в Корее власти решили сделать само владение автомобилем недоступным для большей части граждан. Лондон и Нью-Йорк пошли по пути введения платы за въезд. В Екатеринбурге мы поступаем иначе: ограничиваем число мест для неорганизованной стоянки и параллельно введем платные парковочные карманы. Мы рассчитываем, что в 2014 году в бюджете будут предусмотрены средства на реализацию пилотного проекта - строительства платных карманов на 2000 машиномест. Стоимость проекта - около 52 миллионов рублей. Будут установлены специальные "паркоматы" для оплаты посредством банковских карт или СМС-сообщений. Технически для этого почти все готово.

Сколько будет стоить парковка в таких местах?

Евгений Липович: Точная сумма еще не определена, это сделает позже тарифная комиссия. Но идеология такая: первые два часа стоянки будут стоить не дороже 50 рублей, далее - значительно больше. Мы не собираемся строить парковочные карманы для стоянки машин в течение рабочего дня их владельцев, но ненадолго остановиться у магазина, кафе человек всегда должен иметь возможность.

Еще одно важное направление - строительство перехватывающих паркингов. Сейчас их всего два - на Ботанике и проектируется на Уралмаше, но мы будем строить их на всех направлениях въезда в город, чтобы приезжие оставляли свои авто на таких парковках и дальше передвигались на общественном транспорте. Конечно, для этого мы должны сделать его комфортным, чтобы люди, отказываясь от использования своей машины, знали: они без проблем доберутся до места на трамвае или метро.

Проблема нехватки стоянок упирается в дефицит участков. Но есть парковки карусельного или револьверного типа - они позволяют существенно экономить место. Вы планируете реализовывать такие проекты в городе?

Евгений Липович: Обязательно, но только после того, как появятся экономические стимулы. Вот пример: два года назад в Новосибирске построили паркинг револьверного типа на 70 машиномест. Но оказалось занято всего три - и это в разгар рабочего дня! Люди предпочитают бесплатно ставить свои машины чуть ли не на газонах и тротуарах. И у нас в городе далеко не все паркинги загружены. Так что пока сами автовладельцы не станут ответственными, ничего не изменится. Со своей стороны мы активизируем работу по привлечению нарушителей правил стоянки к административной ответственности. С ноября запустим еще шесть экипажей "Парконов", которые будут фиксировать нарушения и выписывать штрафы.

Есть ли экономический эффект от такой работы?

Евгений Липович: К сожалению, пока оценить его невозможно: с прошлого года все штрафы уходят в бюджет области (раньше они попадали в городскую казну). Так что эту работу муниципалитет выполняет лишь для улучшения облика города. Экономических же стимулов мы оказались лишены.

Сдвинется ли когда-нибудь с мертвой точки вопрос о начале строительства второй ветки метро?

Евгений Липович: Мы с надеждой ждем ноября, когда пройдет голосование по заявке Екатеринбурга на проведение ЭКСПО-2020. Площадка под ЭКСПО находится на ВИЗе, так что мы рассчитываем, что Федерация в случае нашего выигрыша все-таки поможет Екатеринбургу со строительством второй линии, которая соединит этот район с восточной частью города, где тоже осложнено транспортное сообщение с центром. Появление подземки могло бы значительно улучшить дорожную ситуацию. Кроме того, я двумя руками за то, чтобы дотянуть действующую линию метро до Академического района, где идет активное строительство, растет население. Автобусный транспорт с организацией пассажироперевозок в перспективе не справится. Но пока это лишь планы. Городской бюджет не может себе позволить финансирование таких масштабных проектов в одиночку.

Как планируется развивать другие виды общественного транспорта?

Евгений Липович: Сегодня мы делаем ставку на электротранспорт, в первую очередь на трамвай. Именно под него подстраивается стратегия развития всего общественного транспорта в Екатеринбурге. По себестоимости трамвай - самый экономный вид, к тому же самый популярный среди населения. Но нужно обновлять парк, менять технологию прокладки путей для достижения бесшумности при движении. Трамвайно-троллейбусное управление в этом году обещает значительно улучшить температурный режим в вагонах зимой. Предстоит поработать и над обеспечением ритмичности движения. Мечтаем, чтобы трамваи ходили строго по расписанию, как поезда. Но они не должны стоять в пробках, для этого отделяем трамвайные пути от остальной проезжей части - где бордюрами, где сплошной линией разметки.

Общественный транспорт Дороги Екатеринбург Урал и Западная Сибирь