18.09.2013 21:42
Власть

Роспотребнадзор добился отселения дома у дорожной развязки

Роспотребнадзор через суд добился отселения жильцов дома у дорожной развязки
Текст:  Надежда Гаврилова (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (6186)
В многолетней истории вокруг строительства автомобильной развязки на перекрестке улиц Московской-Ясной-Большакова в Екатеринбурге, кажется, можно ставить точку. Управление Роспотребнадзора отстояло в Арбитражном суде право на привлечение мэрии Екатеринбурга к административной ответственности за нарушение санитарных норм при возведении этого объекта. По решению надзорного органа муниципалитет должен заплатить символический штраф в 10 тысяч рублей, но самое главное - устранить обнаруженные проверкой нарушения, которых оказалась масса.
Читать на сайте RG.RU

Понастроили тут

"Российская газета" уже не раз писала о том, как повлияло строительство этой, безусловно, важной для города развязки на жизнь обитателей нескольких старых пятиэтажек, расположенных поблизости. К примеру, дорогу проложили на уровне четвертого этажа дома номер 82 по улице Московской. Жители первых этажей оказались фактически лишены дневного света, или, говоря языком санитарных врачей, инсоляции. Та же самая участь постигла жильцов 159-го и 193-го домов.

 - Действующие нормативы по уровню инсоляции и продолжительности естественной освещенности в помещении и так довольно мягкие, - говорит архитектор Иван Кузнецов. - То есть если и они не соблюдаются, значит, люди действительно живут впотьмах, а это, сами понимаете, действует на эмоциональное состояние.

Кроме того, в семнадцати (!) домах и социальных учреждениях, расположенных на улицах Шейнкмана, Московской и Ясной, выявлено превышение допустимого уровня шума. Одно из основных нарушений - отсутствие необходимого санитарного разрыва между жилыми домами и источником химического и физического воздействия, в данном случае - крупной автодороги.

По сути, появление развязки разделило горожан на две неравные категории - тех, кто выиграл от ее строительства, и тех, кто проиграл. Первым она подарила возможность быстро, без пробок, передвигаться по одной из самых крупных и загруженных улиц города, вторых обрекла на жизнь в постоянном шуме, заставила дышать грязным воздухом и даже днем включать в квартирах свет. Вопрос о том, можно ли жертвовать благополучием меньшинства ради выгоды большинства, остается открытым.

О нарушениях знали заранее

Важнее выяснить другое: каким образом проект, нарушающий множество действующих санитарных норм, прошел государственную экспертизу? Неужели кто-то намеренно закрыл глаза на очевидные даже обывателю нарушения, только чтобы поскорее ввести объект в эксплуатацию?

Оказывается, нет. Заключение госэкспертизы было однозначным: дорогу можно строить только в том случае, если будет соблюден ряд условий - установлены шумозащитные экраны вдоль проезжей части, в квартирах заменены окна и, самое главное, отселены люди, в жилищах которых не соблюдаются нормативы по инсоляции.

Журналисты, привыкшие с иронией относиться к обещаниям властей, еще в 2010 году, во время церемонии открытия развязки, спросили тогдашнего губернатора Александра Мишарина: "Будут ли отселять жильцов из близлежащих домов?". "Будут, - отвечал губернатор. - Причем в самое ближайшее время". С тех пор прошло три с лишним года.

"Администрация города Екатеринбурга знала о нарушениях санитарного законодательства при строительстве транспортной развязки, но необходимых мер по их устранению не приняла", - читаем в тексте решения Арбитражного суда Свердловской области по поводу спора между Роспотребнадзором и мэрией города.

По словам директора ЕМУП "Дорпроект" Нины Согриной, под чьим руководством разрабатывался проект развязки, в смете предусматривались средства на выполнение всех требований госэкспертизы. Согрина утверждает, что это отработанная практика при строительстве любых крупных объектов - включать в число расходных статей компенсации тем, кто неминуемо понесет материальные потери. Однако в этот раз по каким-то причинам требования экспертизы до конца так и не были выполнены. И только когда жители одного из домов подали жалобу в Роспотребнадзор, о проблеме вспомнили.

На официальный запрос "Российской газеты" председатель комитета по благоустройству администрации города Екатеринбурга Тамара Благодаткова отрапортовала буквально следующее:

"В настоящее время проведены аукционы на проведение шумозащитных мероприятий, заключены муниципальные контракты на замену окон и установку шумозащитных экранов вдоль трамвайных путей по улице Московской от кольца до улицы Пальмиро Тольятти. Комитет по приватизации занимается отселением жильцов из квартир, где нарушена инсоляция".

Повторение следует

В разговоре с корреспондентом "РГ" вице-мэр по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович уже более понятно и развернуто пояснил, что требования государственной экспертизы не выполнялись так долго, потому что деньги на все шумозащитные мероприятия выделили в последнюю очередь. Это назвали заключительным, четвертым этапом строительства развязки.

- Отселению в общей сложности подлежат тринадцать квартир. Выкуплено уже четыре, одна в 2012 году, три - в 2013. В суде находится пять исков об изъятии квартир под муниципальные нужды, поскольку люди не хотят отселяться по соглашению сторон. Дали согласие и будут отселены в следующем году две семьи. С собственниками еще двух квартир сейчас ведутся переговоры, - рассказал Липович.

Здесь возникает еще один важный вопрос. Нельзя ли было обойтись без отселения жильцов и проведения дополнительных работ по соблюдению СанПиНов, скажем, уведя развязку под землю? Считал ли кто-то разницу в затратах в одном и в другом случае?

- На этапе проектирования у нас было много разных идей, - рассказывает Нина Согрина. - Вариант строительства подземного тоннеля тоже рассматривали. Но, во-первых, это очень дорого, гораздо дороже, чем построить путепровод и отселить несколько семей. А во-вторых, под землей на этом участке находится такое количество коммунальных сетей, что им просто невозможно найти другое место.

Говоря о планах администрации Екатеринбурга, Евгений Липович констатирует: все развязки, которые еще появятся в городе, будут строиться по тому же принципу, что и на Московской, хотят того жители близлежащих домов или нет. У города нет финансовых возможностей копать тоннели и перемещать подземные сети. Уже сейчас можно предположить, что сходные проблемы возникнут при строительстве путепровода у концерна "Калина". Там тоже придется предпринимать шумозащитные мероприятия и, возможно, отселять часть жильцов.

- Если потребуется, конечно, мы будем таким же образом изымать квартиры под муниципальные нужды. Хотя, скажу вам, во многих странах развязки идут и на уровне 6-7-го этажа (например, в Токио). И никто там людям окна не меняет, квартиры не выкупает. Но я считаю, что город все-таки должен быть более комфортным для людей, поэтому мы и занимаемся этой работой, - заявил вице-мэр.

На заметку

Собственность - в данном случае квартиры - выкупают у людей с оговоркой "под муниципальные нужды". А это значит, что у городских властей больше прав, чем у рядового покупателя недвижимости. Если не удается сговориться о цене, юристы администрации просто подают иск в суд об изъятии квартиры с предоставлением владельцу определенной денежной компенсации. Важно помнить, что размер этой компенсации устанавливается судом на основании заключения профессионального оценщика. Были случаи, когда людям приходилось отдавать дома и участки за бесценок только потому, что они вовремя не позаботились об оценке стоимости своего имущества (см. материал "Их переехали" в "РГ-Неделя" от 19 января 2012 года).

Права человека Жилая недвижимость Дороги Екатеринбург Урал и Западная Сибирь