20.09.2013 00:12
Спорт

Движение Фэйр Плей отпраздновало юбилей в Париже

Хоккеист Дацюк и лорд Коэ - среди самых благородных спортсменов мира
Текст:  Николай Долгополов (член Международного комитета Фэйр Плей, Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №211 (6187)
Движению Фэйр Плей ровно 50 лет. И так как идея поощрять и выделять благородные поступки в спорте родилась именно в Париже, то здесь, в ЮНЕСКО, и прошли торжества, посвященные юбилею.
Читать на сайте RG.RU

Как все начиналось

Бывший главный редактор главной спортивной газеты Франции "Экип" старина Жак Ферран - это тот самый человек, который придумал европейские футбольные кубки. Но не только. О рождении появлении Фэйр Плей месье Жак рассказывает мне медленно, как и подобает в его солидном возрасте, но с видимым удовольствием:

- В сентябре 1963 года я познакомился в поезде с нашей французской гордостью - теннисным мушкетером Жаном Боротра. Знаменитый чемпион, он славился благородством не только на корте. Мы разговорились, пришли к выводу, что спорт уже не тот, что раньше, во времена сплошного и чистого любительства. И решили создать подготовительный комитет, который бы выделял специальным призом самых благородных его представителей. Мы, наивные, были уверены, что именно так спасем спорт от всех недугов. Нам с Жаком помогали спортивные журналисты, могучая ЮНЕСКО, крупные спортивные международные Федерации.

Павел Дацюк платит деньги на тренировки акробатов, устраивает детские хоккейные лагеря

И вот 17 сентября прошло первое заседание, на котором все мы в едином порыве признали лучшим одного-единственного спортсмена Эугенио Монти - итальянский бобслеист, лидировал на Олимпийских играх и стал бы чемпион. Если бы не задумываясь, не отдал преследовавшим его соперникам, у которых сломался их боб, часть своего собственного оборудования. Монти и вошел в историю как первый обладатель приза Фэйр Плей. И сегодня я с удовольствием дарю вашему Международному комитету первые протокола наших тогдашних заседаний. Полвека они хранились в моем архиве. Но мне уже столько лет, пусть хранятся у вас в надежном месте.

Да, мы, наивные, не переделали ни мир, ни современный спорт. Но придали им чуть больше благородства, показывая примеры честности и доброты наших еще оставшихся героев.

Главная приманка бала

Конечно, это был лорд Коэ, которому мы должны были вручать главный приз, носящий имя основателя Фэйр Плей Жак Боротра. Я хорошо знал великого француза, бывал в его доме в фешенебельном районе, который пока не под силу освоить и перебравшимся в Париж российским олигархам. Жан Боротра был прост и благороден. Однажды он принял подарок - старинный портсигар неимоверной стоимости, но потом, сгорая от стыда, отдал подарок. Теперь он хранится в музее.

Коэ, несмотря на свой титул лорда, парень довольно простой. Он установил три рекорда мира на средних дистанциях, выиграл Московскую Олимпиаду, на которую поехал несмотря на бойкот. Затем  сделался политиком, получил титулы сэра, затем и лорда. Он считается главным человеком, вырвавшим право на Олимпиаду-2012 у французов во главе с президентом Жаком Шираком. Основная же заслуга Себастьяна - отлично проведенные Олимпийские игры в Лондоне.

И весь переполненный зал №4 в ЮНЕСКО ждал героя, который слегка опаздывал. И дождался. Коэ получил награду и вдруг проникся общим духом, атмосферой товарищества, царившей в зале, и разговорился:

- Все говорят обо мне, но я был бы никем, если бы не мой отец. Вот откуда берет начало из начал все хорошее, что в нас закладывается.

- А кем был ваш отец?

- Моим тренером. Но настоящая профессия - инженер. И он, как я теперь понимаю, не так уж блестяще разбирался в технике бега. Зато повторял мне, как молитву: "Себ, не думай только о победах, старайся всегда оставаться хорошим парнем, бегущим не только ради победы, не переступай через соперников." И я старался. Я знаю, что стою на плечах великих гигантов, придумавших Фэйр Плей и превративших его в мировое движение. Они выше и значимее. Но быть среди них - уже достойно.

- А что говорил ваш отец обо всех ваших многочисленных победах на средних дистанциях.

- Вы не поверите. Папа мечтал, чтобы я стал велосипедистом и выиграл "Тур де Франс". Увы, в велоспорте не получилось.

- Зато получилось в другом. Считается, что лично Вы обыграли президента Ширака на выборах Олимпийской столицы-2102 в Сингапуре.

- Кое-кто полагает, чо это мы с британским премьером Блэром обыграли его после презентаций Лондона и Парижа. Представьте, тот же 2005-й, конец года, у меня ни единого выходного. И под Рождество жена все-таки вытягивает меня чуть отдохнуть на юг Франции. Бросаем чемоданы, идет в ресторан, я еще не успеваю насладиться первым глотком "Бордо", как на плечо мне ложится рука незнакомого француза: "Скажите, лорд Коэ, а президент Ширак в курсе того, что вы прибыли во Францию?"

- Вы получаете приз за безупречную спортивную карьеру. А какие качества пригодились вам больше всего?

-  Это не банальность, но упорство, умение терпеть и честность. Не пытайтесь хитрить. Обман всегда вылезает наружу. И не только в спорте.

Есть и место для Дацюка

По представлению Федерации спортивных журналистов России и Российского комитета Фэйр Плей при ОКР диплом за благородство получил наш хоккеист Павел Дацюк. Свои немалые спортивные гонорары он тратит на то, чтобы молодые спортсмены могли продолжать заниматься спортом несмотря на финансовые трудности.

Именно так Павел помог юному хоккеисту Александру Бурмистрову продолжить карьеру. Он платит деньги на тренировки акробатов, устраивает детские хоккейные лагеря. Диплом Дацюка сейчас у меня в чемодане, а на презентации громче всех этой награде аплодировал мой сосед-француз. "Иван де Навасель де Кубертэн, рад познакомиться", - представился он. И я понял, что сижу рядом с одним их двух оставшихся внучатых племянников барона де Кубертэна. Но о подробной нашей беседе, о том, не считает ли Иван Кубертэн, что наш большой спорт полностью перешел на коммерческие рельсы и почему его зовут русским именем - в одном из номеров "РГ".

Изящество в инвалидной коляске

Горжусь знакомством с Филипом Крэйвеном - президентом Паралимпийского комитета. Он, прикованный к своей коляске, не пропускает ни одного заседания нашего комитета Фэйр Плей. Ему трудно, не всегда все предусмотрено для передвижения. Но Филипп подбадривает шутками себя и нас, блистает остроумием, иногда спрашивая, не надоел ли своими маленькими анекдотами.

И с каким изяществом он передвигается на тележке с шарнирами. Тут он энергично крутя колесами прямо влетел на высокую сцену ЮНЕСКО. И наградил чемпиона Паралимпийских игр немца Йохана Вольмерта. Тот выиграл турнир в Лондоне по настольному теннису, несколько раз в полуфинале и даже в финале, поправляя судью и отдавая очки соперникам. А когда проигравший ему финалист расплакался, как мог утешал его. Конечно же, за это поступок Филипом Крэйвен и вручил ему Трофей Пьера де Кубертэна. Он подъехал к Йохану, развернулся и, на ходу приняв тяжелый приз, мгновенно вручил его Вольмерту. И тут же, увидев, что Йохан, с его больными руками с трудом удерживает награду, деликатно помог лауреату не уронить ее. Понимаете? Два человека в трудной ситуации, двое, которых невозможно вылечить, помогают друг другу. И нам тоже. Глядя на них, мы и учимся преодолевать трудности.

Спортсмены