19.09.2013 03:50
Культура

В старинном русском городе завершился новый фестиваль

Текст:  Ольга Галахова
В Калуге завершился фестиваль "Старейшие театры России". В конкурсной программе приняли участие областные театры из восьми городов страны, не считая хозяев - Калужского драматического театра. Афишу закрывал Театр им. Евг. Вахтангова, который на правах столичного гостя фестиваля завершал теафорум. Помимо показа спектаклей каждый день шли читки пьес в рамках программы "Новая пьеса для старого театра", дискуссии, обсуждались спектакли основной афиши.
Читать на сайте RG.RU

Зрителей здесь приучили не только ходить в Калужский театр, но наделили еще и миссией - быть гостеприимными, радушными, благодарными соучастниками, оттого фестиваль стал праздником для города и спектаклям сопутствовали аншлаги.

Жюри конкурса возглавила выдающаяся актриса Ольга Яковлева, которая в частном разговоре спросила меня: "А почему эти спектакли мы не видим в Москве?". В вопросе известной актрисы присутствовала и положительная оценка спектаклей, которые были отобраны для конкурсной программы арт-директором фестиваля Григорием Заславским.

Фестиваль "Старейшие театры России" - дань традиции, возможность увидеть срез главных театров в российских городах. Шутка ли сказать, что многие из приехавших коллективов тянут нить истории от  XIX, а то и XVIII века.

Чем же живут эти театры? Никого, конечно же, не удивит, что классика оказывается спасительной для репертуара: "Зойкина квартира" М. Булгакова, режиссер Е. Марчелли (Ярославский театр драмы), "Вишневый сад", режиссер В. Саркисов (Нижегородский театр драмы) А.П. Чехова, "Господа Головлевы" М. Салтыкова-Щедрина, режиссер Д. Петрунь (Пензенский драматический театр), "Месяц в деревне" И. Тургенева, режиссер С. Морозов (Ульяновский драматический театр), "Бешеные деньги" А.Н. Островского, режиссер А. Кузин (Саратовский академический театр драмы). Добавим к этому списку препарированную комедию Шекспира на современный лад А. Застырецем "Приручение строптивой", режиссер В. Петров (Воронежский академический театр драмы), а также советскую классику - "Золотой теленок"  И. Ильфа, Е. Петрова, режиссер В. Кузнецов (Владимирский академический театр драмы).

Присутствие современной пьесы в афише фестиваля оказалось скромнее: Пензенский драматический театр в формате малой сцены показал спектакль по пьесе О. Михайловой "История одного преступления", в которой документальная переписка Л. Толстого и П. Столыпина легла в основу текста (режиссер А. Халилуллин), а Тульский академический театр драмы - пьесу "Счастье мое…" А. Червинского, написанную драматургом еще в 80-е годы прошлого века, режиссер Д. Краснов. Сами хозяева приурочили к фестивалю выпуск премьеры по пьесе болгарского драматурга Й. Радичкова "Попытка полета" (режиссер А. Плетнев), открытой нашим театром в те же 80-е.

Нетрудно уловить тенденцию, которую чувствуют режиссеры разных поколений, ставящие сегодня за границами двух столиц: зритель, вероятно, больше восприимчив театру, который открыт человеку, способен сочувствовать ему. Будь это психологически подробный театр, как в случае с "Вишневым садом" (приз жюри "За лучшую режиссуру") или поэтический, метафорический, как в калужском спектакле "Попытка полета" (специальный приз жюри).
 

Драматический театр