19.09.2013 00:21
Культура

Состоялся второй конкурсный день фестиваля "Киношок"

На "Киношоке" моделировали ситуации: как продается отчий дом
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №209 (6185)
Во второй конкурсный день на "Киношоке" продавали дома. Эстонские и азербайджанские. Дедовские и отцовские. Успешно и не очень.
Читать на сайте RG.RU

Надо полагать, "вслип" два фильма - "Живые картинки" эстонца Харди Вольмера и "Хамелеон" азербайджанских молодых режиссеров Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела (копродукция Азербайджана, Франции и России) - в программе XXII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии сошлись не случайно. Образ дома объединяет всегда - как людей, так и фильмы. А ситуация с куплей-продажей, осложненная драматичным прощанием с родовыми имениями, безотказно впечатляет всюду. Особенно когда цена вопроса - воспоминания.

В "Живых картинках" через историю одного таллинского дома и одной пары показывается вся эстонская история двадцатого века. Не кровавая история, а просто - история. Без агрессии по отношению к русским, с решенными болезненными вопросами национальной идентичности. (Из диалога на фестивале русского кинокритика с эстонским режиссером: "Вот вы разобрались со своим национальным вопросом. Мы - нет". - "Так вас так много! А мы же маленькие...".) С наглядным примером, как герой второго плана в жизни может оказаться и оказывается зачастую самым настоящим героем. И с подмеченным на обсуждении картины лейтмотивом, что оптимизм теперь больше внушают жизнерадостные старики, а вовсе не жизнерадостные юноши; и что чем старше они становятся - тем жизнерадостнее. Эту семейную сагу на "Киношоке" уже расценили как очень талантливое чистого жанра фестивальное кино, заслуживающее всяческих похвал и международных премий. Хотя, к удивлению многих, до Анапы "Живые картинки" не взяли в Берлин, на Московский кинофестиваль, отвергли итальянцы с французами... Азербайджанский же фильм "Хамелеон" гораздо раньше русских субтитров получил очень качественный французский перевод. Участвовал на фестивале в Локарно, успел стать знаковой картиной новой-новой волны в Баку (есть такой новорожденный кинотермин). Герой "Хамелеона" - сам себе хамелеон, переживает не общенациональную, а свою частную историю. Вместе с деревенским домом своего отца он, по сути, продает свое детство. Слыша голоса из прошлого: то колыбельную матери, то ее ласковый шепот, - слуховые галлюцинации героя в картине настолько реальны, что оказываются гораздо объемнее живых реально существующих персонажей. Это независимое азербайджанское кино, создатели которого не то что не получали господдержки - даже не обращались с просьбами о финансировании в азербайджанский минкульт. И открывает оно не образцово-показательную глянцевую сторону нефтяного Баку, а тот Азербайджан, о жизни которого мы практически ничего не знаем. В этой картине, кстати, ставшей модным кинохитом в Азербайджане, мужчины ездят на старых шестерках, считают каждый манат, все бедные, все несчастны, все живут с беспросветной тоской в глазах, и все врут. Актер Русского драматического театра в Баку и исполнитель главной роли в фильме "Хамелеон" Фарид Бахрамов пояснял: "Здесь надо от кино перейти немного в другое русло и рассказать, что в Азербайджане живут 8 миллионов человек, из них - шесть миллионов живут только в Баку, а два миллиона - в своих деревнях. И естественно, тот, у кого есть возможность, переезжает в Баку и зарабатывает там деньги. А все остальные живут в нищете. А поскольку у нас основная часть фильма снималась в деревне, получилась столь безрадостная картина. Только вы не подумайте, что весь Азербайджан так живет".

В ближайшем времени на "Киношоке" можно будет узнать, как живут в непарадных и отдаленных уголках Узбекистана, Грузии, Латвии, Армении, Литвы, Украины, Казахстана и в вымышленных исторических мирах России. Где беднее бытово, а креативно богаче - мы обязательно расскажем.

Наше кино Мировое кино