Цена вопроса - 30 млрд руб. Именно столько получит мегаполис в рамках краевой целевой программы "Краснодару - столичный облик", которая по инициативе губернатора Александра Ткачева продлена до 2017 года. Средства беспрецедентные, но, как полагают эксперты, они необходимы для того, чтобы избавить местных жителей и гостей от каждодневных проблем с парковками, сложным дорожным трафиком, сделать доступными современные бассейны, стадионы, детсады и школы.
- В Краснодаре все должно быть комфортным для жизни - и дороги, и жилье, и инфраструктура, - подчеркнул глава края по итогам недавнего объезда ключевых инфраструктурных объектов столицы региона, требующих модернизации. - Уже в следующем году здесь приступят к строительству сразу нескольких дорожных развязок и парковок. Это объекты, в которых прежде всего нуждается город.
На транспорте с комфортом
Одна из главных тем - усовершенствование существующей системы общественного транспорта, а также строительство новых дорог и инженерных коммуникаций.
- Основная стратегическая задача сегодня - решение транспортной проблемы, - говорит Александр Ткачев. - Очевидно, что Краснодару требуется более 300 единиц новой техники. Первая партия уже поступила. Это современный, комфортный и безопасный общественный транспорт, и таким он должен стать на сто процентов, причем уже через три года.
На эти цели потребуется почти 3,5 млрд руб., и денег краевые власти не пожалеют. За пять лет планируется закупить 305 трамваев, троллейбусов и автобусов и капитально отремонтировать еще 110. Прежде в год покупали один-два, в лучшем случае - пять.
Но мало приобрести новую технику, надо, чтобы транспорт ходил по расписанию, а проблема пробок была решена. В числе первоочередных планов - многоуровневые развязки, новый мост и реконструкция одного из въездов в Краснодар.
- Пуск этих проектов, безусловно, частично снизит нагрузку на город, - отметил глава края. - Также мы должны навести порядок в застройке новых кварталов, их инфраструктуре, обеспечить нормальные выезды из микрорайонов и парковки. Все должно быть комфортным и удобным, по нормам и правилам.
По словам мэра Владимира Евланова, уже через два года на улицы кубанской столицы будут выходить муниципальные трамваи и троллейбусы только европейского уровня, оборудованные кондиционерами. К 2015-му планируется провести полное обновление парка городского общественного транспорта.
На средства программы уже закуплены для муниципального автопарка первые десять оборудованных кондиционерами автобусов большой вместимости, комфортных для жителей с ограниченными возможностями здоровья. Новая техника станет обслуживать наиболее загруженные и социально значимые маршруты также и пригородного сообщения. На маршрут вышли 14 современных троллейбусов, оснащенных кондиционерами.
В ближайшие годы автолюбители смогут пристроить "железных коней" на новых парковках и подземных стоянках в центре города, рассчитанных более чем на 2 тыс. мест.
Александр Ткачев отметил, что парковки сегодня в городе строятся, но финансирование по данному направлению нужно как минимум удвоить.
- Нужна целая программа строительства современных украшающих город паркингов, - считает губернатор. - Естественно, с привлечением бизнеса.
Полтриллиона - на инфраструктуру
В нынешнем году объем финансирования мероприятий по утвержденной программе "Краснодару - столичный облик" превысит 2,6 млрд руб. В том числе около 300 млн - на строительство, реконструкцию и ремонт ливневой канализации, более 360 млн руб. - на объекты социальной инфраструктуры.
Только в новые инфраструктурные объекты столицы Кубани необходимо за 10-12 лет вложить не менее 500 млрд руб. инвестиций. Об этом в своем отчете о деятельности администрации муниципалитета заявил мэр кубанской столицы Владимир Евланов на расширенном открытом заседании городской Думы Краснодара.
Подобное выездное заседание проводится уже в третий раз. Если в прошлом году доклад главы был посвящен проблемам преодоления финансового кризиса, то теперь речь шла о создании комфортной среды обитания для горожан.
- В минувшем году в Краснодаре сдано более полутора миллионов квадратных метров жилья, - отметил Евланов. - Это лучший показатель в стране. Только ипотечных кредитов выдано на 9 млрд руб. Сейчас кубанская столица переходит от точечной застройки к комплексному освоению территорий - возведению микрорайонов с благоустроенными дворами, детскими и спортивными площадками, объектами социальной сферы. Такое строительство идет более чем на двух тысячах гектаров городских земель. Все новые районы должны быть обеспечены коммунальной и дорожной инфраструктурой, общественным транспортом, поликлиниками, больницами и детскими садами. Плюс к этому мы уже ввели в Краснодаре новые стандарты в жилищном строительстве. Теперь при строительстве жилья в центре необходимо на одну квартиру создать одно парковочное место, в остальных микрорайонах требование к проектированию - 0,75 парковочного места на квартиру.
Время строить
Руководством Кубани поставлена задача утроить объемы переселения из ветхого и аварийного жилья и в течение трех лет освободить центр Краснодара от "шанхаев". По мнению Александра Ткачева, нужно ежегодно выделять из всех уровней бюджета, включая федеральный, 1 млрд руб. на расселение из ветхого и аварийного жилья.
Мэр Краснодара сообщил, что в рамках проекта реконструкции центра города уже в нынешнем году планируется провести аукционы на освоение 13 кварталов. Общая площадь этих территорий составит 9,5 га. В планах властей переселить из аварийных домов собственников 440 жилых помещений. Для закупки новых квартир предстоит изыскать свыше 900 млн руб.
Восемь лет назад, когда был пущен этот масштабный проект, стояла задача переселить из аварийного жилья свыше 10 тыс. горожан. Кризис сильно скорректировал планы. Часть инвесторов отказалась от своих намерений. Тем не менее реконструкция продолжается.
- Общими усилиями - за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов, а также инвесторов - свыше 5 тыс. краснодарцев улучшили жилищные условия, - говорит Владимир Евланов. - Сегодня в рамках проекта реконструкции ведется строительство более полусотни объектов. Это современные жилые дома и административно-офисные здания с интересными архитектурными решениями.
Новые бренды
У города есть все, чтобы стать современным российским туристическим, деловым и культурный центром, убежден губернатор.
- Среда обитания - важнейший элемент качества жизни человека, - говорит Ткачев. - В каком общественном транспорте он ездит, что видит из окна трамвая, как отдыхает после работы.
Фасад города важен не только самим краснодарцам, но и гостям. Для них "портрет" Краснодара складывается из целого ряда штрихов. Прежде всего то, как работает аэропорт. Сейчас идет реконструкция "воздушных ворот", увеличивается пассажиропоток, который уже в полтора раза больше, чем, к примеру, в Ростове-на-Дону, что свидетельствует о высокой деловой активности, считают специалисты. В следующем году начнется возведение нового аэровокзального комплекса. Уже готов его проект. Окончание работ планируется на 2016 год.
Второй важный аспект "столичности" Краснодара - расширение въездов и выездов из города, чтобы уменьшить дорожные заторы. И третий момент - развитие гостиничного хозяйства. Власти уверены: городу нужны мировые бренды отельного бизнеса, те локомотивы, за которыми потянутся остальные участники рынка, перенимать опыт по организации сервиса, подготовке менеджерского корпуса.
- Необходимо удвоить количество гостиниц и увеличить число кафе и ресторанов, где краснодарцы и гости города могли бы вкусно поесть. Причем желательно, чтобы блюда были приготовлены из местных продуктов, - считает губернатор.
Невозможно представить краевую столицу и без достойной культурной жизни, театров, библиотек и музеев. По словам Александра Ткачева, эта отрасль достаточно развита, но городу в ближайшее время нужно построить классический театр, театр оперы и балета, для чего подобрать лучшее место в Краснодаре. Кроме того, необходимо увеличить количество музейных экспозиций, капитально отремонтировать и существенно расширить здание Кубанского казачьего хора.