"Как правило, в стране, принимающей Конгресс, после его завершения неизменно происходит всплеск внешнеэкономического сотрудничества в нефтяной отрасли", - рассказал "РГ" директор некоммерческого партнерства "Российский национальный комитет Мирового нефтяного совета по организации и проведению мировых нефтяных конгрессов" Владимир Корнев. Кроме того, на благотворительные программы в России Конгресс планирует перевести 3 миллиона евро.
Это будет двадцать первое заседание, а сам Конгресс ведет свою историю с 1933 года, то есть в июне этого года традиции всем миром обсуждать проблемы отрасли и искать пути их решения исполнилось ровно 80 лет. Наша страна участвует в этих заседаниях 55 лет.
В 1971 году Конгресс проходил в СССР и теперь - снова Москва. "Это событие важно не только для нашей страны, но и всего нефтяного мира, - уверен Владимир Корнев. - Приведу несколько примеров из прошлого. После того, как на одном из Конгрессов приняли резолюцию о необходимости стандартизации в отрасли, были разработаны и внедрены европейские системы стандартизации в единых технических условиях. И, кстати, ОПЕК тоже появилась не без участия Нефтяного конгресса. На очередном заседании были озвучены пожелания, что необходимо создать международную организацию, которая бы обсуждала проблемы стран-экспортеров нефти. И вот ОПЕК действует уже больше 50 лет. Так что мировые нефтяные конгрессы, пожалуй, самая эффективная площадка для обмена опытом и технологическими новинками в отрасли".
Конгресс пройдет в июне 2014 года. Говорят, готовясь к нему, мы уже побили рекорд?
Корнев: В среду,18 сентября, закончился сбор предложений по докладам в программу Конгресса. Мы приняли почти две тысячи заявок на выступления от докладчиков из 60 стран. Таким образом, российское заседание уже стало рекордсменом по числу желающих выступить.
А сама программа традиционно состоит из двух частей. Первая - это пленарные заседания, где выступят министры правительств, еврокомиссары и первые лица крупнейших мировых нефтяных компаний. Результатом обсуждений станет оценка текущей ситуации на мировом сырьевом рынке.
Вторая часть - техническая программа, которая соберет ученых, экспертов и специалистов для обсуждения перспектив развития нефтяной отрасли. Это и новые технологии, и инновации, порой даже на уровне открытий. Одновременно с Конгрессом пройдет и Мировая нефтяная выставка, площадью около 50 тысяч квадратных метров.
Участников ждут какие-то приятные сюрпризы?
Корнев: Конечно! Особенностью российского Конгресса станет синхронный двусторонний русско-английский перевод. Официальным языком Мировых нефтяных конгрессов традиционно является английский. И тот, кто не владеет им, мог бы упустить много полезной информации. Так что все российские участники и гости, не владеющие английским, смогут быть в курсе всех событий Конгресса.
Если Россия - принимающая сторона, то за все она и платит? Не будет ли это накладно для бюджета страны, время сейчас непростое?
Корнев: Не будет потрачено ни одного рубля государственных денег. Средства поступят из трех источников: спонсорские взносы от компаний, продажа выставочных площадей и регистрационные взносы от делегатов конгресса.
Разница между приходной и расходной частью от имени Мирового нефтяного совета будет направлена на благотворительную программу в России. И хотя пока еще нет точных цифр, но по предварительному плану, на проведение Конгресса планируется собрать примерно 25-30 миллионов евро. А расходная его часть составит около 23-27 миллионов, что позволит перечислить примерно 3 миллиона евро в тот фонд, который мы выберем для реализации благотворительной программы.
А чем будете развлекать гостей?
Корнев: Мы запланировали развлекательную программу "Подмосковные вечера" в парке им. Горького. Покатаем участников Конгресса на лодках, вкусно накормим национальными блюдами русской кухни, устроим для них соревнования в городки и шахматы и так далее.
Прогноз: Баррель подогревает бензин
Пока участники Конгресса готовят свои доклады, на нефтяном рынке набирает обороты лихорадка ценовых прогнозов. Еще недавно эксперты предсказывали, что баррель будет стоить 120 долларов, а то и выше. На этой неделе цена наоборот начала снижаться. Только события вокруг Сирии тому виной? Разбираться в этом нам помогали директор департамента аудита АКГ "Уральский союз", Александр Миронов и содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг.
Стоит ли ожидать в ближайший месяц резкого падения или роста цен на нефть?
Миронов: Думаю, вряд ли. Сейчас цена на нефть является комфортной и вряд ли ОПЕК допустит резкие скачки. Кроме того, фактор войны, который мог бы повлиять на резкий рост цен, в ближайшем месяце будет находиться в стадии обсуждений и переговоров.
Бирг: Резкий рост может произойти лишь в случае начала военных действий в Сирии с участием иностранных государств. Однако вероятность этого существенно снизилась.
Тем временем, фундаментальные факторы свидетельствуют в пользу снижения цены на нефть.
Во втором квартале 2013 года добыча нефти в мире превышала производство приблизительно на 260 тысяч баррелей в сутки. С начала 2014 года опять ожидается перепроизводство, так как складывается ситуация, при которой спрос на нефть растет гораздо медленнее, чем предложение.
Это говорит о том, что в начале-середине следующего года цены на нефть окажутся под давлением фундаментальных факторов спроса и предложения. Поддержку нефтяным котировкам может оказать лишь уверенное восстановление европейской и американской экономик, а также ускорение темпов роста развивающихся стран.
По данным Росстата, удорожание бензина происходит восьмую неделю подряд. До этого цены на автомобильное топливо довольно долго не менялись. И уж коли ожидается снижение цен на нефть, хотелось бы, чтобы и бензин подешевел?
Миронов: Цены поднимают, чтобы заработать. Продавцы топлива сделали это на ожиданиях подорожания нефти и вряд ли без вмешательства государства будут их снижать.
Бирг: Снижения цен ждать не стоит, так как их рост сдерживался в последние месяцы. То есть в дальнейшем стоит ожидать незначительного роста и стабилизации цен на нефтепродукты. Однако также важны и внешние факторы, как например разрешение ситуации с поставками нефтепродуктов из Белоруссии.
Выгодно ли России заниматься добычей сланцевой нефти? Или нам пока хватает "обычной"?
Миронов: Сейчас заниматься добычей сланцевой нефти можно только для отработки технологий и получения опыта в этой отрасли. В промышленных масштабах - смысла нет, хватает, как вы выразились, обычной.
Бирг: Хочу напомнить, что в глобальной торговле нефтью происходят кардинальные изменения, которые уже сейчас оказывают влияние и на Россию, как одного их крупнейших мировых производителей "черного золота".
Важную роль здесь играет динамика добычи и потребления нефти в США. Если добыча нефти в 2009 году составила 302 миллиона тонн, то к 2012 году она выросла на 30 процентов - до 395 миллионов тонн, в основном благодаря разработке сланцевых месторождений. При этом потребление нефти стагнирует.
Использование же альтернативных возобновляемых источников энергии, а также сланцевого газа растет высокими темпами. Ситуация усугубляется тем, что благодаря разработке нефтеносных песков растет и добыча нефти в Канаде, основном поставщике США. В 2009-2012 годах она выросла почти на 20 процентов. Стоит отметить, что практически весь экспорт нефти направлен на рынок США.
Также правительством Мексики предпринимаются шаги, направленные на привлечение иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль страны и борьбу с падающей добычей нефти. Все это уже приводит к тому, что глобальная торговля нефтью меняется. И России нельзя их игнорировать.
Как и активность по добыче сланца в США и Европе, что может обесценить сырую нефть?
Миронов: В ближайшее время добыча из сланца останется дорогим удовольствием в рамках установившихся цен на нефть. Добывать топливо из сланца станет выгодно при цене 250 долларов за баррель нефти. Это может случиться, когда ученые придумают менее затратный метод добычи топлива из сланца, чем из нефти. А это случится довольно нескоро.
Бирг: Я имел в виду то, что по мере того, как США будет импортировать больше собственной нефти, а также сырья из близлежащих стран, всем поставщикам США придется переориентировать в сторону других крупнейших потребителей нефти - стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
На мой взгляд, из-за растущей конкуренции за долю рынков этих государств, прежде всего, могут пострадать интересы небольших и слабо вертикально-интегрированных частных нефтяных компаний, ориентированных на экспорт не способных гарантировать существенные объемы поставок и их стабильность. С другой стороны, близость России к крупнейшим странам-потребителям нефти на руку крупным российским компаниям, аффилированным с государством, добыча нефти внутри страны у которых в будущем будет расти.
Они также выигрывают за счет возможности заключения прямых долгосрочных контрактов на поставку нефти на уровне госкомпаний и реализации совместных проектов в странах присутствия.