Немного неожиданно видеть вас в документальном проекте. Что это за фильм?
Владимир Кошевой: Проект Сергея Шумакова и Ларисы Кривцовой состоит из четырех частей: "Хлеб и голод", "Хлеб и деньги", "Хлеб и бессмертие", "Хлеб и гены". Работа мощная, длилась больше года, практически полмира объезжено. Полного исследования хлеба и зерна на экране еще не существовало.
Ученые эксперты, более 60 специалистов с мировым именем, рассказывают в нашем фильме о том, как зерно становилось валютой, как хлеб влиял на развитие культуры и мирового искусства, какие изобретения были сделаны, как менялась история, как хлеб вдохновлял художников. И еще многое другое. Речь в фильме идет о создании хлеба будущего, хлебе "быстром" и "живом", ненатуральном, созданном из зерна, полученного искусственным путем. Можно произвести хлеб при помощи 3D-принтера, по внешнему виду он не отличается от обычного, к которому мы привыкли, но на вкус странный. Я проводил на себе "опыты", ел хлеб из свеклы, капусты. Тяжелое, я вам скажу, испытание для желудка.
То, что мы видим с вами сейчас на прилавках хлебных магазинов, с исторической точки зрения хлебом не является, он с добавками, улучшителями вкуса и запаха. С помощью специалистов ведущий снимает исторические слои, один за другим, и пытается установить связь человечества с возделыванием зерновых культур. У каждого народа, у каждой цивилизации свои предпочтения в хлебном ассортименте. Поэтому есть различия в характерах, обычаях и даже во внешнем виде людей. Все это в том числе зависело от разведения культур, которые мы сейчас называем "хлеб". Там есть интересная теория: все мы - дети хлеба.
Где вы снимали?
Владимир Кошевой: В странах, где работают институты изучения зерна и хлеба. Белоруссия, Италия, Израиль... Во Францию, например, где не один институт, а несколько, в разных регионах, мы привезли для одного из опытов наш обычный батон и бородинский хлеб. Что это за опыт - не скажу, сохраню интригу.
А какой хлеб любите вы? Изменились ли ваши вкусы в процессе съемок?
Владимир Кошевой: Не изменились. Я родился в Риге и давно полюбил латышский черный хлеб. Всем друзьям, которые едут из Риги, всегда заказываю привезти мне его. Настоящий, сделанный вручную, не содержит никаких "Е". А когда живу во Франции, то предпочитаю, конечно, багеты.
Что дала вам эта работа?
Владимир Кошевой: Свободу говорить от себя, почувствовать себя свободным от всех образов... Совершенно другое существование, нежели в кино, театре, на радио. В телевизионном кадре очень важно быть естественным, самим собой, это не всегда получается, потому что я привык играть, кого-то изображать. В кино можно спрятаться за образ. Телевидение в этом смысле как лакмусовая бумажка. Я благодарен продюсеру Ларисе Кривцовой за то, что провела мне мастер-класс (у нее есть такой опыт - она была ведущей "Доброго утра" на Первом канале). Своим теледебютом я, конечно, обязан ей.
После окончания факультета журналистики МГУ я работал в СМИ. Но когда ушел из журналистики, даже не думал о том, что снова буду когда-нибудь писать, говорить с экрана. А сейчас рассматриваю предложения стать ведущим передачи.
Расскажите о роли Феликса Юсупова, одного из участников убийства Григория Распутина, которую недавно сыграли в фильме Андрея Малюкова "Распутин". Какие чувства вы испытали, когда получили это предложение? Я помню, как в фильме Станислава Либина "Заговор" вы играли князя Юсупова.
Владимир Кошевой: Мне хотелось "доиграть" Юсупова. Согласитесь, в картине "Заговор" историческая линия была лишь фоном для романтического детектива. Но и там, хоть и в очень узких рамках, старались аккуратно провести линию Феликса Юсупова. Но, как говорится, не все ноты были сыграны, не все слова допеты. Будто запятая есть, а точки, увы, нет... Не отпускает меня эта личность. Когда я узнал, что снимается фильм про Распутина, меня как кольнуло - это шанс поставить точку. Мы встретились с Андреем Малюковым, и началась новая работа: другая и очень кропотливая. Все же это кино, здесь нужны подробности больше не исторического характера, а то, за чем зритель будет следить или, наоборот, переключится на другое кино.
Гримеры добивались внешнего сходства с историческим персонажем?
Владимир Кошевой: Да, конечно. Малюков скрупулезно подходит к портретному сходству, щепетильно относится к деталям, и здесь у меня все более точно - начиная от грима и заканчивая костюмом. Я блондин, а для роли мне пришлось перекраситься в темный цвет.
Мне не раз говорили, что я похож на Юсупова. Когда была съемка "Распутина" в Юсуповском дворце, где был убит Григорий Распутин, ко мне подходили прекрасные служительницы и тихонько говорили хорошие, теплые слова, что все правильно, интересно. Как важны для артиста добрые отзывы! Это такие маленькие крылышки, которые позволяют артисту парить во время съемок.
Но еще раньше я играл Гумилева, и меня нисколько не смущало, что я не похож на Николая Степановича. И тогда были положительные отклики.
Все-таки не столь важно, похож или не похож артист на исторического персонажа. Создать цельный образ, добиться нужного результата можно только совместными усилиями с режиссером и оператором, с художниками по гриму и костюмам.
Кто ваши партнеры в кадре?
Владимир Кошевой: Владимир Машков, играющий Распутина. Надеюсь, наш дуэт получится ярким, мощным. И Никита Ефремов, исполнитель роли великого князя Дмитрия Павловича. Много хороших слов можно сказать про них. Это счастье, когда на съемочной площадке взаимопонимание с партнерами, атмосфера способствует здоровому творческому настрою. Никита - яркий, с положительной энергией, харизматичный, смешливый. Я сам смешливый, и особенно забавно было, когда мне приходилось петь под фонограмму, открывать рот, а Никита в это время нещадно "колол" меня. Это было испытание!
В этом фильме я и романс пою, и фехтую. Счастливое времяпрепровождение! Артист должен все время чему-то учиться, преодолевать себя, находить новые способы существования в кадре, а не тащить из картины в картину одни и те же навыки. Сейчас я буду сниматься в Одессе в полнометражном фильме с рабочим названием "Волшебник". Это не сказка, а современная драматическая история. Новый для меня режиссер - Алексей Нужный, совсем молодой (фильмы "Кеды", "Конверт"). Прочитал сценарий и надеюсь, что будет хорошая работа.
Что нового сыграли на театральной сцене?
Владимир Кошевой: В пространстве "Боярские палаты" СТД родился спектакль молодого режиссера Глеба Черепанова "Прошу слова", театральная версия знаменитого фильма Глеба Панфилова, снятого на "Ленфильме" в конце 70-х. Спектакль интересно решен: зритель переходит из одного зала в другой. Центральную женскую роль исполняет Оксана Мысина (в фильме председателя горсовета Уварову играла Инна Чурикова). У меня роль режиссера, которую Панфилов отдал Василию Шукшину, но там герой был драматургом.
Справка "РГ"
Владимир Кошевой снялся в фильмах "Преступление и наказание" Д. Светозарова (Раскольников), "Луна в зените" Д. Томашпольского (Гумилев), "Маленькие трагедии" И.Евтеевой (Белый герцог), "Сонька. Продолжение легенды" В. Мережко (Марк Рокотов), "Гофманиада" М. Шемякина и С.Соколова (Гофман), "Хуторянин" В. Мережко (милиционер) и других.