Проект ФЦП, рассчитанной до 2020 года, основной задачей ставит сокращение числа погибших на российских дорогах на 28 процентов. "Тема для нашей страны весьма злободневная - аварии наносят огромный материальный и моральный ущерб", - напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая очередное заседание правительства. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья более 280 тысяч человек, что соответствует населению большого российского города.
Предыдущая аналогичная федеральная целевая программа, действовавшая в 2006-2012 годах, показала хорошие результаты. "Достаточно сказать, что за годы действия программы травматизм и количество погибших в ДТП - это самая тяжелая цифра - сократились практически на 20 процентов", - напомнил председатель правительства. Результат при этом все равно не приходится считать достаточным, поскольку показатели по дорожному травматизму все равно остаются непозволительно высокими, в 5-8 раз превышая аналогичные в развитых странах мира.
Кабинет министров готов закреплять достигнутые в прошлые годы успехи. На программу будет потрачено 32 миллиарда рублей, из которых больше половины ляжет на плечи федерального бюджета. "Экономия здесь недопустима", - предупредил Дмитрий Медведев. - Важно использовать эти средства максимально эффективно. Мы понимаем, что эта программа не решит всех проблем. Нужны дальнейшие шаги по повышению ответственности участников дорожного движения, причем всех без исключения, - добавил премьер, предложив перенимать зарубежные практики.
Сомневаться в прописанных в ФЦП задачах никто не собирался. Эксперты, подхватив тезис об опыте других стран, попросили всерьез задуматься о введении принципа всеобщей ответственности участников дорожного движения. "Без этого принципа достойных результатов в области безопасности дорожного движения не удалось достичь ни в одной стране мира", - подчеркнул директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, отдельно оговорившись, что вопрос этот исключительно политический.
Вчера же на заседании правительства было рассмотрено, как выполняются "дорожные карты" по повышению предпринимательской и инвестиционной активности, сформированные в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Сейчас принято девять таких карт, в том числе по строительству, таможенному администрированию, доступу к энергосетям, регистрации имущества, развитию конкуренции, по содействию экспорту, доступу малого и среднего бизнеса к закупкам.
Однако темпы их реализации главу кабинета министров совершенно не устраивают: "Из 173 мероприятий, по которым наступили сроки исполнения, исполнена примерно половина, около 40 находятся на исполнении и 52 не исполнены".
- Это означает, что не только ведомства как-то не так себя позиционируют или плохо работают, но и некоторые инструменты не работают или они слишком сложные, - уверен Медведев. - Их надо привести в соответствие с реалиями.
Лучшего всего работа идет в рамках "дорожных карт" по энергетике, таможенному администрированию, по поддержке экспорта, по регистрации недвижимости. "Больше всего неисполненных мероприятий в "картах" по развитию конкуренции, по строительству и по регистрации предприятий", - сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев.
В Агентстве стратегических инициатив обращают внимание на странное, как им кажется, поведение федеральных органов исполнительной власти, которые на уровне составления и утверждения той или иной "дорожной карты" соглашаются с ее содержанием, а когда приходит время исполнять задуманное, то эти министерства и ведомства заявляют о нецелесообразности отдельных мероприятий. Глава АСИ Андрей Никитин не стал никого выгораживать, рассказав премьеру, что министерство финансов сначала утвердило "карту" по поддержке экспорта, а потом начало менять свое мнение.
- Если это происходит и не связано с какими-то бюджетными решениями, потому что мы с вами понимаем, в какой бюджетной ситуации мы сейчас живем, то это недопустимо, - заявил Дмитрий Медведев. - Пришлите мне информацию, я разберусь.