В борьбе смысла с суетой очень нужны соратники. Желательно гении, которые заставят задуматься о главном.
В последнее время вышли книги двух абсолютно разных, но абсолютно гениальных людей: Альберта Эйнштейна и Григория Померанца. Не надо кидать на меня гневные взгляды: я никого ни с кем не сравниваю. Просто для меня эти люди - те, кто говорит про главное. Про сущностное. Про то, о чем мы часто забываем в бесконечной суете, которую по привычке называем жизнью.
Вот я и решил познакомить читателей любимой "Российской газеты" с мыслями этих людей: как бы взять у них интервью. Сегодня - у Эйнштейна, а в следующей колонке - у Померанца.
Книга Эйнштейна "Мир, каким я его вижу" доказывает нам, что великий физик был не менее великим, и, что особенно поразительно, невероятно актуальным философом.
Больше всего на свете я люблю разговаривать с людьми. Почему бы не поговорить с Эйнштейном. И начать, думаю, следует с главного вопроса:
- Есть ли в жизни смысл?
- "Человек, который считает, что его жизнь и жизнь его собратьев лишена смысла, не просто несчастлив, но еще и практически не приспособлен к жизни".
Понятно, что смысл жизни определить трудно. Но, оказывается, поиски его - практически необходимы. Смысл жизни - тайна.
- А тайна, это хорошо или плохо?
- "Самое прекрасное, что только может выпасть нам на долю, - это тайна. Стремление разгадать ее стоит у колыбели подлинного искусства и подлинной науки. Тот, кто не знает этого чувства, утратил любопытство, неспособен больше удивляться, все равно что мертвый, все равно, что задутая свеча..."
А знаете, что такое суета? Суета - это отсутствие тайны. Как только человек задумывается над какой-нибудь тайной, суета отступает.
Суета - понятие философское. Суетливость, поспешность, не выстроенность, непонимание смысла очень часто мешает нам, скажем, в проведении реформ, в том числе в реформе образования.
- Как вы думаете, гений, что главное в профессии учителя?
- "Главное в мастерстве учителя - пробуждать радость познания и творчества".
Будь моя воля, приказал бы эти слова Эйнштейна вывесить во всех школах страны. А то тут кто-то говорил, что главное - это правильно заполнять отчеты или вбивать в головы учеников как можно больше знаний.
Конечно, гения хочется спрашивать о главном.
- Какова главная задача государства?
- "Первейший долг государства - защищать личность и дать ей возможность развить все свои творческие способности. Из этого следует, что государство должно быть нашим слугой, а не мы - его рабами".
С вашего позволения, комментировать эти слова, сказанные гением в тридцатые годы, я не буду. А спрошу:
- Почему же во всем мире государства так редко выполняют этот свой долг?
- "В наши дни учреждениями все реже руководят люди совестливые и ответственные. Сколь плодоносным источником страданий для человечества становится этот факт".
Когда в конце 20-х годов Эйнштейн писал эти слова, он, наверное, надеялся, что его услышат... Век почти прошел. Не правда ли, печально, что мысль эта вовсе не потеряла актуальности?
- А что же делать, гений, в такой ситуации? Подскажите, пожалуйста.
- "Судьба цивилизованного человечества как никогда зависит от моральных сил, которые оно способно породить".
Вот ведь оно как! Не ракеты-танки - новые виды оружия - решат судьбу человечества, а мораль. Поразительно, не так ли?
Но еще более поразительно, что люди, прочитав подобные слова, всегда убеждены, что относятся они не к ним, а к кому-то другому. Мы как будто ждем, что кто-то отдаст нам приказ: будьте моральными! От кого мы ждем? На кого надеемся? Что мешает каждому человеку породить собственные моральные силы? Может быть, та самая суета, которая не позволяет остановиться и задуматься? А, может быть, наша бесконечная погоня за деньгами, которая сегодня в России стала едва ли не главным национальным видом спорта?
- Что вы думаете об этом, великий?
- "Я совершенно убежден, что никакие богатства в мире не продвинут человечество по пути прогресса, даже если попадут в руки самого преданного борца за гуманность. Примеры великих характеров и чистых душ - вот единственное, что способно породить светлые идеи и благородные дела. А деньги лишь тешат самолюбие и всегда вводят владельцев в искушение использовать их во зло. Разве можно представить себе денежные мешки Карнеги в руках Моисея или Ганди?"
На всякий случай, для справки, Карнеги - это не тот, кто психолог. А тот, кто миллионер.
А в конце гений бы вздохнул и сказал:
- "Лучшая услуга, какую только можно оказать людям, - это дать им какое-то занятие, возвышающее душу, и, благодаря ему, косвенно возвысить их самих".
Мне кажется, что одно из таких занятий - чтение книг людей, которые заставляют замедлить свой бег в суете и остановиться. И подумать. Практический поиск смыслов, о котором говорил Эйнштейн, только так и осуществляется.
Надеюсь, в следующий раз послушаем философа Григория Померанца.
Это вообще очень полезное занятие: остановиться и подумать. Практически полезное.