Три года назад исполнилось 90 лет со дня зарождения бронетанковой промышленности в нашей стране. Танки появились на полях Первой мировой, а первые российские танки начали выпускать в 1920 году в Нижнем Новгороде на заводе "Красное Сормово".
И в 2010 году сайт "РГ" открыл рубрику "Нужны ли танки России?" Это было вызвано тем, что несмотря на юбилей и на то, что наши Т-34 и ИС-2, а не американские "Шерманы" или британские "Кромвели", стали символами Победы во Второй мировой, минобороны РФ приступил к сворачиванию практически всех танкостроительных программ, рассчитанных на перспективу. Удивительно и непонятно, но одним из главных противников дальнейшего развития танкостроения в России стал тогдашний начальник Генштаба ВС РФ Макаров - сам по военному образованию танкист.
Где-то в высоких властных кабинетах решили, что время танковых сражений прошло, а бронированные "монстры" - пережиток тоталитарных времен глобального противостояния. Пришло время сетецентризма и мобильных сил, где "тяжелой кавалерии" не место. Так ли это?
Мы опубликовали ряд материалов, подготовленных при помощи ведущих разработчиков отечественного бронетанкового вооружения. Интерес к рубрике оказался огромным, пришло немало очень конструктивных откликов, в том числе - от настоящих профессионалов. Ответ был единодушен: танки нашей стране нужны вне всяких сомнений. К сведению читателей сайта, публикации и отклики на них были переданы в Министерство обороны. Вряд ли они всколыхнули сердца министра Сердюкова и НГШ Макарова.Но вот практически полностью сменилось руководство военного ведомства, начальником Генштаба стал Валерий Герасимов. И отношение к танкам изменилось коренным образом.
Для возвращения высочайшего престижа бронетанковых войск, имевшего место в Советской Армии, был даже организован и проведен "Танковый биатлон". Название может быть и не совсем удачное, но идея - прекрасная. Танкистам даже вернули их классические черные комбинезоны, которые еще в конце 1990-х почему-то заменили на зеленый камуфляж.
Для ускоренного обновления весьма устаревшего бронетанкового парка Сухопутных войск выделены немалые деньги. Во всех КБ соответствующего профиля работа шла, можно сказать, круглосуточно. Ведь задача была поставлена амбициозная: с 2015 года начать поставлять в войска танки, боевые машины пехоты, боевые машины десанта, бронетранспортеры и самоходные артустановки нового поколения.
Готовые образцы перечисленных видов бронетехники предполагалось впервые открыто показать именно на салоне 2013-го года в Нижнем Тагиле. Осень текущего года и весь 2014 посвятить интенсивным тестовым испытаниям новых образцов. В начале 2015 года принять судьбоносное решение и с лета 2015 года начать серийный выпуск гусеничной и колесной бронетехники нового поколения. Главной сенсацией Нижнетагильского салона 2013-го года должен был стать танк "Армата".
Никаких публичных сенсаций не будет. Новую бронетехнику покажут в закрытом режиме - и испытывать ее начнут также вдали от посторонних глаз. Остается надеяться, что сам процесс испытаний, запуск техники в серию и ввод ее в войсковую эксплуатацию обойдутся без серьезных проблем. Хотя…
Введение в эксплуатацию любого нового образца - это целая культура, которую за минувшие четверть века наши Вооруженные силы утратили. Увы, с конца 1980-х годов Сухопутные войска не получили ни одной единицы техники действительно нового поколения.
Когда боевой вертолет Ка-50 прибыл в Чечню для испытаний в боевых условиях, руководство тогдашнего Минобороны возмутилось тем, что сопровождать вертолет приехало несколько десятков технических специалистов от промышленности. Очень высокопоставленные военные чиновники тогда говорили: что это за "супервертолет", если одну машину опекают десятки инженеров? Такие "капризные" машины нам не нужны. В какой-то мере это стало поводом отказа от закупки "Черных акул", хотя вертолет формально был принят на вооружение. Более того, военные не передали "камовцам" никаких результатов использования Ка-50 в боевых условиях Северного Кавказа.
В военном ведомстве, наверное, забыли, что в советские времена в каждом крупном воинском подразделении существовали официальные и весьма многочисленные представительства тех предприятий, которые задействованы в производстве новой техники.
Например, в Кантемировской дивизии, когда в нее поставлялись Т-64, был целый дом для специалистов-танкостроителей из Харькова. Когда в дивизию пошли Т-80, харьковчан сменили ленинградцы и омичи. В дивизии всегда работали на постоянной основе представители предприятий, разрабатывавших танковые гироскопы, оптико-электронное и электрическое оборудование. Они профессионально оценивали функционирование своих изделий в войсковых условиях, учили военных грамотному обращению с новой техникой и поддерживали постоянную связь со своими предприятиями. Еще в 1990-е такие представительства исчезли за ненадобностью - техники новой ведь не было.
Так что первое, что надо сделать совместными усилиями Минобороны и промышленности - это воссоздать представительства предприятий хотя бы в округах, чтобы освоение новой техники шло более динамично, а ее создатели имели полную картину того, как ведут себя бронемашины в условиях войсковой эксплуатации. Не надо бояться отказов - дело это совершенно естественное. И не стоит делать фанфаронских заявлений о том, что завтра Россия непременно получит супероружие, как это случилось с "Булавой", которую, похоже, просто сглазили. Пиар был отменный, миллиарды и миллиарды потрачены. Где новейшие морские межконтинентальные ракеты нового поколения? Именно поэтому закрытость показа новой бронетехники в Нижнем Тагиле вселяет надежду на то, что все у танкистов получится.
Тем не менее, как стало известно "РГ", на Russia Arms Expo 2013 будут весьма интересные публичные презентации.
Одной из самых ожидаемых станет полный апгрейд боевой машины поддержки танков - БМПТ "Терминатор". Идея создания этой машины принадлежит Сергею Маеву - бывшему начальнику Главного автобронетанкового управления, ветерану войны в Афганистане, - самому авторитетному специалисту в отечественной бронетехнике. БМПТ - рождена и создана на Урале. Когда ее показали, это случилось на одном из первых оружейных салонов в Нижнем Тагиле, иностранные военные специалисты испытали шок. Они-то поняли, что в России создана боевая машина ХХI века. В США и в Западной Европе спешно начали проектировать нечто подобное. Но создать бронетехнику действительно нового поколения гораздо сложнее, чем спроектировать новое поколение, к примеру, самолетов. И все, что сейчас делается на Западе, в том числе по унификации и защите бронированных платформ, это хорошо исполненные в дизайнерском и технологическом плане наработки позднего периода СССР, "уплывшие" за рубеж или просто нереализованные в период смутного времени, которое, как мы надеемся, прошло.
Удивительно, но если на Западе увидели в БМПТ действительно машину нового поколения, то российские руководители Минобороны и в 1990-х годах, и в начале 2000-х отзывались о ней неблагосклонно. Говорили даже, что танк сам по себе грозен, ни в какой поддержке не нуждается. "Терминатор" так и не был принят на вооружение Российской армии. Может быть, после нынешней выставки что-то изменится.
Хочется верить, что и самоходная плавающая 125-мм артустановка "Спрут", которую также обещают показать в Нижнем Тагиле, начнет наконец-то поступать в части морской пехоты.
Когда-то в СССР был создан плавающий танк ПТ-76. При всей видимой примитивности он оказался самым оптимальным по своей конструкции. Ничего подобного ни в США, ни в одной стране НАТО, и вообще нигде в мире во второй половине ХХ века спроектировать так и не смогли.
А сейчас и морпехи России практически не имеют бронетехники, отвечающей требованиям нового века. "Спрут" решает эту проблему.
Выставка в Нижнем Тагиле отличается тем, полигон "Старатель", на котором она проводится, позволяет показывать реальные боевые возможности техники, в том числе, стрельбу из всех демонстрируемых видов оружия. На этот раз будут не просто стрельбы, покажут взаимодействие различных боевых групп, в том числе их авиационную поддержку. Фактически посетители выставки увидят настоящие войсковые учения с боевой стрельбой в миниатюре.
Russia Arms Expo 2013 обещает стать самой интересной и по-настоящему зрелищной выставкой за все годы своего существования.