Первые базовые кафедры появились в России в начале "нулевых". Тогда Министерство образования РФ определило порядок создания вузами кафедр на базе научных организаций, осуществляющих образовательный процесс. В 2013 году появилась возможность организовывать их и на предприятиях. В отличие от филиалов, которые есть во многих университетах, базовые кафедры являются самостоятельными структурными подразделениями, организованными одним или несколькими образовательными учреждениями совместно с промышленниками. И, по мнению экспертов, именно такие формы организации профессионального образования наиболее эффективны.
- Сегодня остро стоит вопрос вообще о существовании филиалов многих вузов просто потому, что они не могут обеспечивать должный уровень подготовки выпускников. Преобразование части филиалов в базовые кафедры для конкретных предприятий, где есть потребность в подготовке специалистов, представляется правильным решением, - считает ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
Подобные примеры уже есть. Так, процедуру преобразования уже проходит Чусовской филиал вуза в Пермском крае, созданный при металлургическом заводе. Через четыре года там появится новый производственный комплекс. Менеджмент предприятия понимает: в 2017 году к работе должны приступить определенное количество специалистов по ряду специальностей. Их подготовкой и займется расположенная непосредственно на заводе базовая кафедра, программы для которой разрабатываются вузом и предприятием совместно.
О совершенствовании системы профобразования сегодня не говорит только ленивый. В российском экспертном сообществе кипят споры о целесообразности перехода к новой модели технического образования: от школы знаний к школе компетенций. Большинство практиков уверены: массово готовить универсальных специалистов не имеет смысла. В первую очередь такого мнения придерживается бизнес.
- Затраты нашего предприятия на "доводку" выпускника составляют в среднем 200 тысяч рублей на человека в год, - рассказывает Андрей Козицын, гендиректор УГМК-Холдинга. - Чтобы избежать лишних затрат, нам придется принимать участие в учебном процессе, который должен соответствовать требованиям производства.
Подобные формы профподготовки высококлассных специалистов практикует сегодня целый ряд крупнейших промышленных предприятий и даже отраслей. Так, в подмосковном Жуковском формируется магистратура для подготовки специалистов для Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
- Мы проанализировали программы 26 ведущих российских вузов, оценили потребности отрасли в кадрах, нашли точки пересечения, совпадения возможностей вузов и интересов корпорации, - рассказывает Артем Рэмович, представитель ОАК. - В итоге подписали соглашение о подготовке инженерных кадров с 13 опорными вузами.
В Северодвинске (Архангельская область), где сегодня Северный Арктический федеральный университет (САФУ) готовит кадры для судостроительной промышленности, сумели, немного "подлатав", сохранить созданную еще в 1939 году цепочку непрерывного профессионального образования. По словам Елены Кудряшовой, ректора САФУ, вуз совместно с Объединенной судостроительной компанией "ведет" будущих сотрудников со школьной скамьи через начальное до высшего профессионального образования.
- Естественно, потребовалось создать собственные образовательные стандарты, которые мы разрабатывали вместе с предприятиями, - говорит Кудряшова. - Сегодня с каждым нашим студентом завод заключает контракт, принимает на рабочее место, обеспечивает практику. При этом молодой человек получает и стипендию, и зарплату.
Основным препятствием для массового внедрения системы корпоративного образования эксперты называют высокий порог входа в нее. Минимальные инвестиции оцениваются в сотни миллионов рублей. По мнению замминистра образования и науки РФ Александра Климова, одним из решений может стать льготное кредитование под госгарантии. Стимулировать инвестиции призваны также поправки в Налоговый кодекс, которые предлагает Российский союз промышленников и предпринимателей. Необходимо вывести из-под налогообложения имущество и денежные средства работодателей, направленные на оплату обучения будущих сотрудников, выплату корпоративных стипендий, повышение квалификации преподавателей, создание профильных кафедр, организацию практики, а также расходы на проведение профориентации школьников, заявляет Марина Москвина, директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП. По расчетам, предельные суммы на эти цели не превышают 12-15 млрд рублей в год.