25.09.2013 00:20
Экономика

Транспортную инфраструктуру разовьют при помощи ГЧП

Транспортную инфраструктуру разовьют при помощи ГЧП
Текст:  Елена Шмелева
Российская газета - Спецвыпуск: Городская инфраструктура №214 (6190)
Государственно-частное партнерство на транспорте традиционно наиболее активно развивается в сфере строительства и эксплуатации дорог. Не случайно первыми проектами ГЧП в России стало строительство Западного скоростного диаметра и участка трассы Москва - Санкт-Петербург.
Читать на сайте RG.RU

О том, что сейчас происходит на этом рынке, "РГ" рассказал Председатель правления Центра развития ГЧП, глава комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству Павел Селезнев.

Какие новые проекты ожидаются в ближайшее время?

В России стоит острая потребность в мостовом строительстве небольшого формата. Не секрет, что это огромная проблема развития малых городов в регионах. Сегодня муниципальные образования уделяют все большее внимание применению механизмов ГЧП для решения социальных вопросов, в том числе связанных с развитием транспортной инфраструктуры.

Раньше это называлось в складчину...

Сегодня используется понятие заемные средства. Если у муниципалитетов не хватает средств для строительства и модернизации общественной инфраструктуры, они могут привлечь заемное финансирование для реализации пусть небольших, но необходимых проектов. Транспортная инфраструктура, мостовое строительство - в числе недавно появившихся проектов межмуниципального уровня. Сегодня наблюдается спрос на строительство платных железнодорожных переездов и мостов. Такие сооружения позволяют увеличить грузопотоки и в целом улучшить социально-экономическую ситуацию региона. Все проекты в транспортной сфере, реализующиеся в рамках ГЧП, где подразумевается платность, обязательно должны быть альтернативой бесплатному варианту передвижения, хоть и худшему в разы.

Не получится ли так, что плохонькая дорога, требующая ремонта, останется, а вместо ее ремонта появляется проект ГЧП, строится платная дорога, вот и весь выбор?

Опыт Восточной Европы показывает, что далеко не все проекты ГЧП в транспортной отрасли были успешно реализованы. Иногда они обходились государству в 2-3 раза дороже, чем планировалось. Правильное и грамотное проектирование, подготовка финансово-юридической модели - важные составляющие подготовки проектов ГЧП. Здесь нельзя экономить на консалтинге, так как это позволяет снизить риски удорожания проекта. Но то, о чем вы спрашиваете, имеет отношение не к выстраиванию процесса подготовки проекта, а к исполнению своих обязательств местной администрацией. К нам периодически обращается ряд муниципалитетов с просьбой сделать экспертизу конкурсов, которые уже начали проводить в рамках регионального закона о ГЧП. Некоторые недобросовестные компании, чиновники, пытаются обойти закупочный закон. В рамках регионального закона о ГЧП объявляется конкурс на проект ГЧП по строительству, к примеру проселочной дороги. Это отдельная конкурсная процедура по ГЧП. Мы делали экспертизу подобных проектов. Чтобы сейчас, после принятия Федерального закона о ГЧП, не получить шквал такого рода конкурсов регионального формата, необходима система мониторинга и контроля, оценки эффективности таких проектов. Должна быть методология оценки проектов, подходов, чтобы субъекты и муниципалитеты могли четко придерживаться этих правил, определять экономическую целесообразность привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры. Необходим общественный контроль. Когда мы говорим про ГЧП, должна быть открытость, прозрачность проектов. Открытость достигается через размещение информации о конкурсах, проектах на информресурсах. Мы сделали такой ресурс - информационно-аналитический портал ГЧП-инфо (pppi.ru), где можно понять, какие конкурсы проходят, какие проекты реализуются, кто их участники. Сегодня Центр развития ГЧП определен Европейским банком реконструкции и развития в качестве единого координатора методологического сопровождения субъектов РФ при реализации проектов ГЧП.

Как можно уберечь ГЧП от недобросовестных участников?

Необходимо развивать механизмы общественного контроля. Экспертное сообщество должно оценивать проекты, желательно еще на стадии подготовки конкурсной процедуры, а потом еще и конкурса. В рамках ТПП создается негосударственный независимый реестр компаний, которые выходят на такого рода конкурсы. Должны быть исключены компании-однодневки, даже компании, которые существуют на рынке год или два. Когда госзаказчик, публичная сторона приглашает частные компании для строительства и эксплуатации детсадов, школ, больниц, мостов, дорог, они должны понимать, что это не просто строительные компании, которые готовы только построить и уйти, а дальше - живи как хочешь. Мы наблюдаем такую ситуацию, которая происходит в рамках закона "О госзакупках". Здесь другая история - мы подписываем соглашение о ГЧП на 15, 20, даже 30 лет, и это очень длительный срок. Публичная сторона должна четко понимать, что это за компания, не опасно ли с ней подписывать соглашение и давать им в руки социально ответственный, социально важный объект. Отсюда и наше желание создать реестр этих компаний. Ну и, естественно, необходимо внедрять стандарты качества. Также нам необходимо создать национальную базу проектов ГЧП, чтобы публичная сторона, объявляя конкурс, привлекая частный бизнес, могла рассчитывать и на зарубежных инвесторов, зарубежные компании. Мы понимаем, что достаточная компетенция по управлению публичной инфраструктурой есть и у иностранных операторов. ГЧП же предусматривает строительство, эксплуатацию, оперативное управление. Таких компаний немного, имеет смысл привлекать зарубежные структуры, давать им возможность выхода на рынок, создавать совместные с нашими российскими компаниями площадки для обмена опытом и компетенциями, технологиями управления проектом.

Кто будет финансировать проекты?

Финансировать будет рынок, в данном случае - финансовые институты. Когда мы говорим про такие проекты, то понимаем, что там есть доля софинансирования региона. В этом процессе может участвовать и муниципалитет. Участие публичной стороны в лице муниципалитета или субъекта - не обязательно финансирование, это может быть передача земли или имущества. Участвует и частный инвестор, который привлекает заемные средства для реализации такого рода проектов. Если речь идет о столице и Московской области, то в таких проектах очень заинтересованы крупные девелоперы. Если ты хочешь, чтобы застраиваемый район развивался, то тебе необходимо решить вопрос с инфраструктурой. На данный момент государство решает эту проблему, но не в полном объеме, поэтому сами девелоперы уже готовы идти в ГЧП, чтобы реализовывать проекты совместно с государством.

На какие проекты появился спрос в последнее время?

На строительство дорог объездного характера. Планируется развитие ЦКАД в Московской области. Там же появится огромный сектор для развития прилегающей территории - строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), а это в свою очередь новый тренд в развитии городов, в том числе для Москвы и Московской области. Это точки, где пересекаются железнодорожное, автодорожное сообщение и метро. Судя по опыту других стран, такие ТПУ очень привлекательны для инвестора. В Москве и МО собираются построить около 600 транспортно-пересадочных узлов, уже началось проектирование в рамках Московского железнодорожного кольца. Государство решает свою задачу, разгружая потоки, делает нормальное транспортное сообщение, а бизнес на этих потоках зарабатывает. Такая же ситуация с большегрузами, которые в последнее время не пускают в Москву. Вокруг столицы появилась потребность в строительстве логистических центров. Это тоже одна из ниш для бизнеса.

Транспорт