26.09.2013 00:41
Экономика

Эксперт: "Калийный" спор РФ и Белоруссии выгоден третьей стороне

Спор производителей калийных удобрений России и Белоруссии обернулся преимуществом иностранных конкурентов
Текст:  Алексей Мухин (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №215 (6191)
Почти два месяца "калийный" спор Белоруссии и России будоражит общественность, причем не только в СНГ, но и в западных странах. Конечно, в денежном выражении калийный рынок не идет ни в какое сравнение с нефтяным. Но удобрения - это тоже геополитика, ведь продовольственная безопасность не менее важна, чем энергетическая.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас, когда страсти немного поутихли, пришло время разобраться, кто же выиграл от калийного кризиса. Самый простой способ - проанализировать расстановку сил на мировом калийном рынке. До сих пор главные позиции на нем занимали Белоруссия и Россия (суммарно 42-43%), а также союз североамериканских производителей калия, представленный торговой компанией Canpotex (27%). Спор и развал белорусско-российского калийного союза - одного из самых успешных со времен СССР - привел к тому, что рыночная доля "Уралкалия" упала до уровня ниже 20%. Это произошло вследствие сохранения стратегии "цена превыше объема", эффективность которой была подорвана сепаратными действиями белорусской стороны. Доля Белоруссии, в свою очередь, также снизилась до критических значений, их продажи минимальны. При этом доля североамериканской компании Canpotex подскочила до 32%, теперь это новый лидер.

Такова статистика Международной ассоциации производителей удобрений (IFA) по итогам первого полугодия 2013 года. И касается она всех стратегических для нас рынков - Китая, Индии и Латинской Америки.

Как произошел такой передел? До сих пор многие считали, что спор России и Белоруссии начался в конце июля - когда российская компания "Уралкалий" официально заявила о выходе из калийного союза с Белоруссией. Но на самом деле все началось еще в 2012 году. Детали истории уже появились в белорусской и российской прессе. Несколько чиновников и бизнесменов решили убедить высшее белорусское руководство, что нужно торговать удобрениями самостоятельно, без России. Параллельно с этим белорусские делегации отправлялись к потребителям калия. До них доносилась информация, что альянса России и Белоруссии больше нет. И этим, естественно, успешно пользовались наши западные конкуренты.

Какие интересы преследовали белорусские чиновники и бизнесмены? Первое, что приходит на ум, это, конечно, получение сугубо прибыли. Однако если судить по вышеописанной статистике, а также по тому, как радуются теперь американские фермеры снижению цен на калийные удобрения, сама собой напрашивается мысль и о другом интересе. И интерес этот связан как раз с усилением позиций североамериканского континента, которому, очевидно, выгоден спор России с главным союзником Белоруссией.

Мысль такая появляется, если проанализировать сразу несколько составляющих. Во-первых, биографию одного из белорусских "чиновников", который убеждал Минск, что Белоруссии нужна самостоятельная торговля калием, что нужно ограничить партнерство с Россией. По данным СМИ, это председатель государственного концерна "Белнефтехим" Игорь Жилин. Много лет проработав на российских химических предприятиях, Жилин в 2006 году уехал в Грузию, где занял пост заместителя гендиректора грузинской компании "Энерджи Инвест". То есть как раз в период наиболее сильного осложнения отношений между Россией и Грузией, которое вылилось в вооруженный конфликт в 2008 году.

В 2009 году Жилин уже появился в Белоруссии - он возглавил одно из крупнейших предприятий страны, "Гродно Азот", причем, как утверждали в местной прессе, не без помощи Бориса Березовского. Последний, как известно, имел свои интересы на постсоветском пространстве.

Что еще заслуживает интереса? Та же компания Canpotex - абсолютно частная торговая компания, учрежденная тремя такими же частными производителями калия (канадскими Potash и Agrium, а также американской Mosaic). И все же мало кто будет отрицать, что даже частные компании всегда оглядываются на свои правительства в вопросах экспансии и усиления позиций на зарубежных рынках. Плюс в каждой частной корпорации работают конкретные люди. Например, президент Potash Уильям Дойл, выпускник Джорджтаунского университета, вполне может быть связан дружескими узами с сотрудниками ЦРУ, которые также учились в этом заведении. В частности, с Дэвидом Петреусом, уволенным недавно со скандалом директором агентства.

Рассел Гирлинг, член совета директоров Agrium, от имени возглавляемой им компании TransCanada представляет большую группу лоббистов по проекту нефтепровода Keystone XL, решение о строительстве которого должен принять Барак Обама. Уровень принятия решений говорит сам за себя.

Скорее всего, и самого Жилина использовали в этой ситуации, возможно, свою роль сыграло и пристрастие его покойного покровителя Бориса Березовского к подобным манипуляциям.

Как выйти из этого тяжелого положения, имеющего несколько слоев конфликта, уже мало кто представляет. Но одно можно сказать определенно: бенефициаром выступили североамериканские компании и это, что называется, "сухой остаток". А крылатое латинское выражение гласит: "Ищи, кому выгодно".

ВЭД Беларусь