Говорят, таких картин с каждым годом будет все больше, ведь они якобы создают у молодежи образы героев, на которых стоит равняться. Не знаю, так ли это, но мой 12-летний сын, посмотрев сделанный по голливудской кальке фильм про Харламова, резюмировал: "Какой-то он ненастоящий. Пап, а как было на самом деле?"
А ведь неплохих работ в нашем кино хватает. Появляются даже мини-сериалы, которые, впрочем, мало кто смотрит - за 20 последних лет они изрядно надоели. Когда коллега посоветовал мне посмотреть "Хоккейные игры", признаюсь, сначала подумал, что придется тратить время на просмотр ерунды. 4 серии про спорт, да еще о хоккейной Суперсерии 1972 года, - что нового можно там рассказать? Оказалось, можно. И даже раскрыть личности великих тренеров, хоккеистов того времени. Так признаю - был неправ и крайне это кино рекомендую. В том числе и своему сыну.
Лед и пламень
Анатолий Тарасов: Разрешение на матч сборной СССР с канадцами из НХЛ добивался полтора десятилетия. А когда наконец решение о Суперсерии было принято, его из сборной попросили. Фото:ИТАР-ТАСС
На первый план в "Хоккейных играх" вышла реальная история взаимоотношений Всеволода Боброва (Леонид Тимцуник) и Анатолия Тарасова (Сергей Газаров). В фильме нет плохих и хороших, есть два гения, которых власть, политика и амбиции поставили в условия жесткого многолетнего противостояния.
Свою хоккейную карьеру Бобров начинал в одной тройке с Тарасовым в ЦДКА: Бобров - Тарасов - Бабич. Не жалующий дисциплину Бобров был всеобщим кумиром, несомненным лидером, на которого играла вся команда. Педантичный Тарасов же выступал за комбинационную игру, при которой судьба матча не зависит от настроения одного игрока. В итоге вскоре два этих человека, фанатично любящих хоккей, перестали общаться и даже не здоровались. Говорят, Тарасов не простил Боброву время команды ВВС, когда Василий Сталин уволил его с поста тренера, поставив Боброва. А к 1954 году отношения между ними накалились настолько, что под вопросом оказалось участие сборной СССР в чемпионате мира в Стокгольме. Перед турниром Бобров поставил условие: он сыграет, только если тренером не будет Тарасов. В итоге Тарасов присутствовал на чемпионате лишь в качестве наблюдателя. Потом Тарасов вернулся и вместе с Аркадием Чернышевым трижды подряд выигрывал Олимпиады (1964, 1968, 1972) и 9 раз подряд - чемпионаты мира (1963-1971).
В 1972 году он привез "золото" из Саппоро, но на чемпионат мира в Прагу команду повез уже Бобров. Дело в том, что сразу после зимних Игр руководство ЧССР обратилось к советским коллегам с просьбой не присылать к ним Тарасова, к которому многие игроки чехословацкой сборной испытывали неприязнь. В ЦК тут же припомнили эпизод, когда во время Олимпиады в Саппоро Тарасов отказался сыграть с чехами вничью: при таком раскладе мы брали "золото", а "серебро" доставалось бы сборной ЧССР. Но наши победили 5:2, и чехов обошли американцы. В итоге 21 марта 1972 года сборную принял Бобров.
В фильме Тарасов и Бобров оказались вместе в кадре лишь один раз, при том что они жили в одном доме на Ленинградке. Очевидцы вспоминают, как две "Волги" - Тарасова и Боброва - полчаса стояли нос к носу в арке дома, отказываясь пропустить друг друга. Пришлось вызывать милицию.
Гагарин в помощь
Тарасов жил с мечтой победить канадцев и добивался этой встречи много лет. Он убеждал партаппаратчиков, писал письма в ЦК КПСС. В фильме рассказывается, как однажды на приеме героев Олимпиады в особняке на Воробьевых горах, где был и Хрущев, Гагарин по просьбе Тарасова подошел к нему и попросил разрешить сыграть нашим с канадцами из НХЛ. Хрущев отшутился: мол, давай сначала выпьем. "Нет, Никита Сергеевич, сначала решим вопрос. Вот товарищ Тарасов говорит, что победим канадцев, он берется!"
И Хрущева было уломали, но тут к власти пришел Брежнев. И вопрос о матче СССР - Канада опять отложили. Решение было принято лишь через 9 лет. Но - гримаса судьбы! - человек, который жизнь положил на то, чтобы Суперсерия состоялась, незадолго до вылета в США был отстранен от руководства сборной.
Ему припомнили в том числе и случай, когда Тарасов увел ЦСКА в матче против "Спартака", несмотря на присутствие в ложе Брежнева. После долгой паузы вернуть армейцев на лед смог только министр обороны Гречко, приказавший Тарасову выполнить приказ. Тренера лишили всех званий (через полгода вернули). И вместо Тарасова сборную СССР в Канаду повез его "злейший друг" Бобров. А Тарасов смотрел матчи по телевизору и очень не любил говорить об этом.
С тех пор Тарасов больше никогда ничего не выигрывал.
Не дожил до Суперсерии и Гагарин, который погиб в авиакатастрофе в 1968 году.
Водка и баня
В "Хоккейных играх" Тарасов и Бобров, безусловно, ближе к реальным людям, чем в "Легенде N 17". Скажем, упоминается, что Тарасов любил важные встречи проводить в парилке и гостями его бани были его друг и сосед баскетбольный тренер Александр Гомельский и глава МИДа Андрей Громыко.
По словам знавших Тарасова, это чистая правда. Владислав Третьяк как-то признался, что ходить вместе с Тарасовым в баню было невозможно - до того фанатично он парился. В бане, если температура переваливает за отметку 120 градусов, нужно взять обычную мочалку, окунуть в холодную воду и вложить в рот. Будет легче дышать, и пар не обожжет горло. Тарасов же пошел еще дальше. Он ложился на полку, наливал в шайку холодную воду, опускал туда голову и пил. Его обрабатывали в 4 веника, а ему было все равно. Потом он выходил, выпивал пиво и решал все вопросы "на раз".
В фильме есть многочисленные сцены, где спортивные боссы, тренеры и хоккеисты пьют водку. В фильме "Легенда N 17" Харламова показали в меру пьющим, а вот Тарасов был эдакий трезвенник. На самом же деле в багажнике своей "Волги" он всегда возил водку, ягодную настойку на спирту, отварную курицу, соленые огурцы и квашеную капусту. При этом, вопреки распространенному мнению, пил Тарасов не очень много - никто не видел, чтобы он выпивал больше 300 граммов.
А вот Бобров мог позволить себе и другие дозы.
Мужики в ушанках против "звезд"
Всеволод Бобров: Судьба распорядилась, чтобы именно он, непримиримый оппонент и полный антипод Тарасова, возглавил нашу комнада во время Суперсерии-1972. Фото:ИТАР-ТАСС
Суперсерия-72 - это был не просто хоккей, это было столкновение Запада и Востока, коммунизма и капитализма. И хотя сама серия завершилась проигрышем советской команды, запомнилось другое. Наши в 3 играх победили канадцев, причем с разгромным счетом, а ведь канадская пресса вообще считала, что подобные матчи не нужны, поскольку класс команд отличается, как небо и земля. А некоторые советские руководители всерьез перед первым матчем просили наших хоккеистов просто не проиграть крупно.
Утром, после победы советской команды - 7:3, все заокеанские газеты вышли с издевательскими шапками - "Мы повержены русскими медведями", снабдив тексты карикатурами, где мужики в ушанках верхом сидели на звездах НХЛ.
Больше других пострадал спортивный обозреватель газеты "Глоб энд мейл" Дик Бедоуз, который в своей ежедневной колонке писал накануне серии:
"Да, русские быстры, но ведь они носятся по площадке сломя голову, словно по пятам их преследует разъяренный пчелиный рой. Их пасы точны, но они часто запаздывают, как поезда на Транссибирской железной дороге. Никто при всем желании не спутает Вячеслава Старшинова с Фрэнком Маховличем или Виком Хэдфилдом, а наш защитник Брэд Парк расправится с Юрием Блиновым, как лакомка с черничным пирогом. Запомните! Канада победит во всех 8 встречах. Если же русским удастся выиграть хоть один матч, я среди бела дня съем эту свою статью вместе с борщом. Постскриптум для редактора: на всякий случай позаботьтесь, чтоб сметана была под рукой".
В итоге Бедоуз в назидание другим пророкам после поражения профессионалов в первой же игре в Монреале съел-таки с борщом разорванный на клочки кусок собственной газеты: злополучную колонку с заголовком и портретом суперзвезды канадского хоккея Фрэнка Маховлича.
А вот выдержки из статьи канадского журналиста Ланса Хорнби из "Торонто сан" о Суперсерии, которые долгое время запрещалось перепечатывать в советских СМИ:
"Многие из сборной Советов были не уверены в своих силах. Было решено не показывать им фильм о канадских звездах перед серией, чтобы не усиливать комплекс неполноценности. Перед самым началом серии советские тренеры Бобров и Кулагин пригласили своих коллег Синдена и Фергюсона в свой отель в надежде выведать информацию. Водки было выпито немало, из-за чего ни одна из сторон наутро не помнила, что обсуждалось в тот вечер.
Во время краткой поездки в Европу канадские скауты видели матч с участием Третьяка, пропустившего 8 шайб. Они сделали выводы о его слабости, не зная, что возбужденный вратарь думал о предстоящей на следующий день свадьбе.
В России этой серии предшествовала борьба за власть в хоккейной иерархии, поскольку известный тренер Тарасов был заменен на Боброва. Бобров не был столь авторитетен для таких игроков, как Третьяк, который позже сказал, что Тарасов не упустил бы лидерство в серии.
Советы почти опоздали на свидание с хоккейной историей, прибыв в монреальский Форум лишь за час перед игрой. Валерий Харламов вообще опоздал на автобус. В комментаторской были слышны смешки, когда кто-то заметил, что русские перед выходом на лед делают какие-то упражнения, более подходящие игрокам в соккер. Но, растерявшись в шумном Форуме и пропустив 2 гола, Третьяк и Советы пришли в себя. Они знали, что канадцы еще не набрали нужных физических кондиций, проведя после 3 недель отдыха лишь 3 двусторонних игры в качестве разминки. Советы воспользовались их слабостью, сравняв счет до конца периода и в итоге доведя его до 7:3. Кен Драйден, проигравший вратарь, был одним из немногих, кто вышел на послематчевое рукопожатие.
В Москве водка текла рекой, а в нескольких миллионах домов Канады в то воскресное утро люди просто оцепенели. После поражения страна кипела гневом. Все обвиняли дрянного тренера и жадных жирных котов НХЛ. Однако национальное разочарование пошло на пользу Синдену. Он боролся с самодовольством команды с начала подготовки к серии и теперь имел сплоченный коллектив. Именно с того ужасного вечера в Монреале Синден был в центре внимания игроков. Именно тогда началось строительство победы в Суперсерии тысячелетия".
Результаты Суперсерии 1972 года
02.09.1972
Сборная Канады - Сборная СССР - 3:7
04.09.1972
Сборная Канады - Сборная СССР - 4:1
06.09.1972
Сборная Канады - Сборная СССР - 4:4
08.09.1972
Сборная Канады - Сборная СССР - 3:5
22.09.1972
Сборная СССР - Сборная Канады - 5:4
24.09.1972
Сборная СССР - Сборная Канады - 2:3
26.09.1972
Сборная СССР - Сборная Канады - 3:4
28.09.1972
Сборная СССР - Сборная Канады - 5:6
"Хоккейные игры": факты о фильме
4-серийный российский телефильм, созданный при участии клуба "Легенды хоккея".
Премьера, приуроченная к 40-летию легендарной Суперсерии игр СССР - Канада, состоялась на телеканале "Россия 2" 3 сентября 2012 года.
Действие фильма охватывает время с 1947 по 1972 год. Сюжет основан на воспоминаниях участников событий. Картина частично построена на документальных материалах, в фильме показаны кадры спортивной хроники тех лет.
Этот фильм получил награду как "Лучший художественный фильм" по итогам XI Красногорского Международного фестиваля спортивного кино.
Что осталось за кадром:
1. Рабочее название фильма имело несколько вариантов: "Хоккей" и "Хоккей, изменивший мир".
2. Съемки фильма проходили в начале 2012 года в Москве. Фильм снимали в исторических интерьерах, в дачных местах Подмосковья и на чудом сохранившихся ледовых площадках Москвы и области, которые были построены в 1970-е.
3. Говорят, найти для съемок фильма портреты Ленина и Сталина было сложнее, чем достать ретроавтомобили.
4. Ответственность за достоверность событий, отображенных в фильме "Хоккейные игры", взял на себя клуб "Легенды хоккея", который возглавляет один из участников Суперсерии, хоккеист и тренер Александр Якушев.
5. Интерьеры эпохи 1940-1960-х годов авторам картины "Хоккейные игры" приходилось в основном воссоздавать - по фотографиям и рисункам.
6. У советской сборной по хоккею в 1940-е годы не было ни нормальной формы, ни амуниции. Первые хоккеисты играли в танковых шлемах, клюшками, которые делали своими руками.
7. Первый матч Суперсерии Николай Озеров комментировал из Монреаля, откуда улетел на закрытие Олимпиады в Мюнхен. В Германии он комментировал 4-й матч Суперсерии под монитор. При этом привыкший к тембру озеровского голоса советский народ и его генеральный секретарь не приняли бы замены комментатора - и пришлось инженерам трансляции изобретать "телемост" Ванкувер - Мюнхен - Москва.
8. Сериал "Хоккейные игры" был переведен для показа в Канаде и США, хотя там тоже прошел почти незамеченным.