Busuu.com
Если ваша мечта - в совершенстве овладеть английским, испанским или даже китайским, вам на Busuu.com. Эта образовательная площадка хороша тем, что язык здесь можно изучать с помощью его носителей. Так вы не только получаете новые знания, но и знакомитесь с огромным количеством людей по всему миру, для которых изучаемый вами язык - родной.
Доступно более 150 видеоуроков, которые помогут и познать грамматические азы, и расширить словарный запас, и, конечно, попрактиковаться. Сервис предлагает все основные европейские языки, а также китайский, арабский и японский. Что приятно, изучать их можно бесплатно, хотя предусмотрены и дополнительные платные возможности для владельцев премиум-статуса.
Coursera.com.
А вот если иностранными языками (или хотя бы английским) вы уже владеете, то лучший выбор - это образовательный портал Coursera.com. Здесь собраны лекции, видеоуроки и контрольные задания от профессоров 50 лучших университетов мира, правда, к сожалению, русских среди них пока нет. Выбор программ самый широкий - от экономики до молекулярной термодинамики. Площадка отличается от других образовательных ресурсов тем, что здесь предусмотрены домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Курсы здесь устроены по-разному, некоторые предусматривают оценку ваших результатов, в том числе и соучениками.
Eduson.tv
Можно заказать курс и на свой вкус. Такую возможность предусматривает портал Eduson.tv, который разрабатывает образовательные курсы под конкретные запросы бесплатно или за умеренную плату. Преподаватели здесь как русскоязычные, так и иностранные, в основном они учат менеджменту, лидерству, маркетингу, HR и финансам. Продолжительность курсов - от 4 до 8 часов, за 29 долларов, например, можно узнать об основных ошибках начинающих бизнесменов, а за 99 долларов - обучиться финансовому моделированию или азам управления персоналом.
intuit.ru
Бизнес-образованию также посвящены площадки Businesslearning.ru и Национального открытого университета "Интуит" (intuit.ru). На первом представлено более ста программ по курсам "основы предпринимательства", "управление персоналом", "учет и налоги", "конкурентоспособность" и т. д. На втором - 500 бесплатных курсов по различным дисциплинам (математика, экономика, физика и многие другие), а также специальные образовательные программы от компаний Intel и Microsoft.
wikiversity.org
Бесплатно учиться можно также в "Викиверситете" (wikiversity.org), его особенность в том, что здесь представлены программы для школьников всех возрастов, а также у участников учебного процесса есть возможность самим стать создателями образовательных программ.
Конечно, пока сертификаты о прохождении онлайн-учебы не могут полностью заменить традиционные дипломы университетов. Разве что в отдельных отраслях, где от работника требуются дополнительные навыки (например, иностранный язык или программирование), онлайн-курсы все чаще становятся заменой традиционным курсам повышения квалификации. Для работодателей популярность онлайн-образования - это, скорее, позитивный симптом, свидетельствующий о том, что сотрудники хотят учиться, познавать новое и самосовершенствоваться, используя для этого все возможности. Хотя при приеме на работу прослушивание курсов онлайн и не заменяет диплом, это плюс на собеседовании.
С достоинствами такого способа обучения все понятно. А недостатки? Главный из них в том, что онлайн-образование подходит не всем. Для этого нужна высокая мотивация, с одной стороны, и способность самостоятельно учиться, планировать нагрузку и выполнять задания без видимого контроля - с другой. В Интернете строгого надзирателя в виде преподавателя, который не допустит вас к экзамену, если вы не посещали его лекции или не выполняли домашние задания, нет. Таким "надзирателем" вы становитесь себе сами. Вот тут-то и важна мотивация - зачем вы это делаете, воспринимаете ли онлайн-курсы серьезно? Если цель - действительно получить знания, то вы не будете тратить время на прослушивание курса, который потом не закончите из-за собственной лени.
Большинство опрошенных "РГ" представителей рекрутинговых компаний считают, что образование в Интернете - не просто очередная мода. Оно будет развиваться и дальше, несмотря на то, что полностью заменить традиционное общение между профессорами и студентами, конечно, не сможет. Что же до работодателей, для них не так важно, в каком виде человек получил информацию, а важны конкретные знания, которыми сотрудник обладает. За эффект работодатель готов платить.
Пока такая форма образования выглядит экзотичной, но за ней, как и за новыми технологиями в целом, будущее.