Знаменитый бело-зеленый особняк на набережной Фонтанки внешне выглядит совсем как прежде, только цвета стали чище и ярче. А вот внутри модификации будут поистине революционными. Реставраторам пришлось практически полностью укрепить фундамент и стены здания, а из-за изменений в проекте сцены сроки сдачи объекта передвинули на полгода.
- Это было тяжелое решение, - отметил министр культуры РФ Владимир Мединский. - Мы давили на подрядчика, чтобы работы были завершены в срок, но и художественный руководитель, и труппа театра высказались за то, чтобы изменить сцену. В проекте был предусмотрен вариант 1902 года, но техника с тех пор ушла далеко вперед.
Как пояснил Андрей Могучий, "мы бережно храним память о Георгии Товстоногове и традиции театра, но сцена должна смотреть в будущее". А вот цветовую гамму интерьеров театра решено было все же сохранить "как при Георгии Александровиче", хотя это решение тоже пришло не сразу. На этажах стены выкрашены в песочный цвет, в зрительном зале останется привычное сочетание белого и "теплого голубого", по выражению главного художника театра Эдуарда Кочергина. А вот зрительские кресла и занавес заменят на новые.
Предполагалось, что обновленный БДТ отметит новоселье 15 февраля, в день 95-летия театра. Теперь, по словам режиссера, официальные торжества планируется провести 25 мая 2014 года, в рамках празднования Дня города. А в феврале - тем более, что в эти дни внимание всего мира будет приковано к событиям Олимпиады в Сочи - праздник планируется устроить "для своих".
- Вернуться домой хочется с первого дня, как ушли отсюда, - признался народный артист России Георгий Штиль. - Надеюсь, что к маю мы переедем, надоело мыкаться.
Сейчас труппа базируется в Каменноостровском театре, но артисты бывают на Фонтанке регулярно и говорят, что в театре проведен огромный комплекс строительных работ, но "ничего важного не утрачено". Реставраторам удалось даже сохранить почти в первозданном виде знаменитую гримуборную №9, хотя стоило это неимоверных усилий. Идея автографов по известковой штукатурке родилась в свое время спонтанно, поверхность для такого рода росписей никто специально не готовил, так же как и краски. Некоторые актрисы, например, расписывались на потолке губной помадой. Все надписи были бережно сохранены, трещины в штукатурке незаметным образом склеены, но "подрисовывать" автографы реставраторы не стали. В будущем эта комнатка на втором этаже станет частью музейной экспозиции БДТ, однако свою утилитарную функцию тоже сохранит. В старинном здании театра просто нельзя позволить себе подобную расточительность - пустующую гримерку.
Многие из членов труппы уже знают, где будут квартировать после возвращения театра в родные пенаты. Алисе Фрейндлих, например, даже предложили выбрать цвет стен. Однако, как призналась актриса корреспонденту "РГ", ее вполне устроил выбор реставраторов - цвет топленого молока, поскольку он "не обязывает" и легко сочетается с чем угодно. К тому же такие молочно-песочные оттенки - как раз ее любимые.
В 2014 году Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова готовится отметить 95-й день рождения, а один из самых именитых его артистов Олег Басилашвили - 80-летний юбилей и 55 лет на сцене БДТ. Вчера Владимир Мединский поздравил именинника и, по его собственному выражению, "напросился" в гости на будущий год.
- В работе министра культуры много минусов, но самый очевидный и главный плюс - это возможность общаться с живыми гениями, - отметил он. - Я никогда и представить себе не мог, что так запросто буду стоять рядом с Олегом Басилашвили.
- За Басилашвили выпить пора, гип-гип ура-ура-ура, - по театральной традиции поздравили юбиляра коллеги.
Тем временем
В ходе рабочего визита в город на Неве Владимир Мединский также встретился с художественным руководителем Санкт-Петербургской филармонии Юрием Темиркановым. У главы одного из старейших музыкальных учреждения России двойной юбилей в этом году - 75-летие и 25 лет на посту руководителя Филармонии.
Заключительным торжеством этого дня стало открытие после реставрации "Агатовых комнат", или "Холодных бань", в Царском селе. Со времен Екатерины Второй этот комплекс сохранился практически без переделок и не пострадал во время войны, поэтому работы начались только в 2010 году, когда уникальные интерьеры оказались под угрозой полной утраты.