27.09.2013 17:20
Происшествия

Ученый РАН: Действия "Гринпис" смахивают на элементарную политизацию

Текст:  Юрий Медведев
Скандал вокруг активистов "Гринписа" набирает силу. Напомним, что судно "Арктик Санрайз" под флагом Нидерландов с активистами экологического движения "Гринпис" на борту было задержано пограничниками 18 сентября в районе платформы "Приразломная" в Печорском море.
Читать на сайте RG.RU
Дело активистов "Гринпис"

Экологи пытались выразить протест против добычи углеводородов на платформе. По их мнению, добыча представляет опасность для окружающей среды. Российские пограничники остановили судно "зеленых". На него высадились бойцы спецназа береговой охраны, судно под конвоем доставили в порт Мурманска. 24 сентября сотрудники Следственного комитета возбудили уголовное дело в отношении активистов экологической организации по признакам преступления, предусмотренного ст. 227 УК РФ (пиратство, совершенное организованной группой). 25 сентября 30 человек с него были задержаны. Затем суд вынес решение об избрании им всем меры пресечения. 

Комментарий

Василий Богоявлинский, член корреспондент РАН, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН:

"Приразломная" - это первая в мире платформа гравитационного типа, установленная на шельфе в Заполярье. Всего три страны ведут работы по добыче нефти и газа на шельфе Арктики, и у каждой своя технология. Норвегия добывает нефть и конденсат с применением подводного комплекса и затем по трубопроводу направляет их на остров Мелкойя. США ведут добычу либо с искусственных островов, либо с берега с помощью наклонных скважин. Россия применила так называемые гравитационные платформы. Суть в том, что значительная часть установки опускается на дно под собственным весом. Для этого в нее закачивается бетон и водяной балласт, в случае с "Приразломной" общий вес составляет около 500 тысяч тонн - мировой рекорд. Это обеспечивает ей устойчивость даже под напором огромных масс льда.

ФСБ: Ледокол "Гринпис" не имел права плавать по Севморпути

Конечно, как любая нефтедобывающая установка, работающая в море, "Приразломная" вызывает опасения. Они усилились после страшной катастрофы в Мексиканском заливе в 2010 году. Этим и объясняется особое внимание к этой платформе "Гринписа" и Фонда Дикой природы WWF. Конечно, хорошо, что они заостряют внимание на экологических проблемах. Но это можно делать по-разному. Если в научном диалоге, то тогда делу будет только польза. Например, год назад именно "Гринпис" и Фонд Дикой природы привлекли авторитетных специалистов для экспертизы "Приразломной". Ими была выполнена серьезная работа, с которой  ознакомились в Газпроме и Роснефти. В частности, были составлены математические модели последствий возможных аварий и способы борьбы с ними. Такие расчеты всегда ведутся, когда готовятся к разработке месторождений. Получив такие данные, создается инфраструктура для устранения последствий аварий. И по итогам этих исследований на "Приразломной" сделаны различные усовершенствования. Так что от подобных действий "Гринписа" и фонда только помощь.

Иное дело - экстремальные акции, которые весь мир сейчас увидел. Кстати, такие шоу это же судно провело в другом приполярном районе. Там есть бывшая спорная зона, которая поделена между Россией и Норвегией. Норвежцы два года проводили в своей части зоны геофизические исследования, и никаких протестов со стороны "зеленых" не наблюдалось. Но стоило нашим ученым в августе этого начать точно такие исследования, "зеленые" устроили бурные эксцессы. Такая выборочная пристрастная "забота" о природе наводит на размышления. Действия "Гринписа" кажутся политизированными.

Тем временем

Ледокол "Арктик Санрайз" может быть конфискован в пользу России, сообщают "Известия". Действия команды экологов Greenpeace подпадают под статью закона, предполагающей конфискацию имущества.

Справка "РГ"

Запасы нефти Приразломного месторождения составляют 72 миллиона тонн. Сооружение платформы "Приразломная" началось в 1995 году, однако в связи с изменением проекта новые чертежи пришли в 1996 году. Из-за отсутствия финансирования строительство было приостановлено на длительное время. 18 августа 2011 года от причала мурманского завода платформу начали транспортировать к месту добычи нефти. Преодолев 540 миль, 26 августа она прибыла к месту назначения. Платформа должна вступить в эксплуатацию осенью этого года.  Добыча нефти составит 21-22 тысяч тонн в сутки, газа - один миллиард кубических метров в сутки.

Следствие Мурманская область Северо-Запад