Главным образом речь шла о реализации мегапроектов в транспортной отрасли. Греф привел пример Испании, где построили множество аэропортов, однако некоторые из них в 2011 году не получили ни одного пассажира. Затем власти решили сделать ставку на скоростные железные дороги, которые были проведены даже в небольшие городки. Строило и эксплуатировало их государство. Однако некоторыми линиями пользуется два десятка пассажиров день.
При этом одной из главных проблем таких мегапроектов является кратное, удорожание их стоимости. Это типичная ситуация для всех развитых стран - США, Дании, Великобритании, Японии, Франции. Были случаи, когда стоимость проектов вырастала в 14-19 раз, как например, со строительством Суэцкого канала. О том, что Россия может почерпнуть из международного опыта, обсуждали участники круглого стола.
Как отмечают специалисты, к мегапроектам относятся те, стоимость которых начинается от одного миллиарда долларов. По мнению министра экономического развития России Алексея Улюкаева, прежде чем затевать такой проект, необходимо провести стратегический анализ, оценить инфраструктурные ограничения и возможности их снятия, так как в России они огромны. Второй критерий оценки - мультипликативный эффект, что проект даст другим отраслям. И третий фактор - оценка рисков, и прежде всего удорожание стоимости.
- Еще один риск - эффективность использования проекта в дальнейшем, - отметил министр экономического развития Алексей Улюкаев. - Нужно оценивать не только, сколько потратили на строительство, но и сколько придется в дальнейшем расходовать средств на эксплуатацию. Также проектам необходим пул инвесторов, бюджетные средств не должны составлять более 40 процентов.
На круглом столе в частности обсудили строительство центральной кольцевой автомобильной магистрали и скоростной железной дороги Москва-Казань. По мнению Улюкаева, деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), вложенные в ЦКАД, дадут отдачу, этим проектом активно интересуется бизнес. Что касается проекта скоростной железной дороги, он содержит больше рисков, так как им не ясен пока пассажиропоток. Кстати, по нему удорожание уже произошло на 140 миллиардов рублей. Однако он может значительно повлиять на мобильность людей в центральной части России.
- Из Владимира можно будет доехать до Москвы за 50 минут, - рассказал первый вице-президент "РЖД" Александр Мишарин.- До нижнего Новгорода за один час 50 минут.
Герман Греф также поднял вопрос о персональной ответственности за реализацию этих проектов. В частности, он рассказал о том, как в Германии в начале 1990-х годов решили построить скоростную железнодорожную линию до Берлина, однако ее стоимость к моменту реализации проекта выросла в три раза. После того, как был назначен ответственный за него - директор "Дойчебанка", проект был пересмотрен, и от него решили отказаться.
- Наша транспортная инфраструктура работает нам пределе своих возможностей, - отметил министр транспорта России Максим Соколов. - Стоимость Суэцкого канала была превышена в 20 раз, но где была бы мировая экономика, если бы его не построили, если учесть как вырос товаропоток между странами. Без этих проектов дальнейшее развитие нашей транспортной системы невозможно.
По словам министра финансов РФ Антонам Силуанова, в мировой практике 9 из 10 проектов превышают свою первоначальную стоимость. В России ситуация приблизительно такая же. И здесь уже речь идет больше об амбициях государства.
- У нас пока нет четкой ответственности за стоимость этих проектов, - отметил Силуанов. - Когда мы начинаем их реализовывать, как правило, экономическое обоснование находится на примитивном уровне. Никто не отвечает за то, что стоимость проекта может вырасти в 2-3 раза. Мегапроекты нужны, но с ответственностью конкретных исполнителей, также должен решаться вопрос его дальнейшей эффективности. Нам нужны крупные проекты, но я за расчеты и персональную ответственность.
По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, в демократических странах ответственность за реализацию таких проектов возникает во время выборов. Если власть неудачно реализует такие вещи, ее попросту меняют.
- Имеет ли право государство рисковать деньгами налогоплательщиков? Думаю, имеет, - говорит Дворкович. - На каждом этапе возникают новые потребности, амбиции. Каждый год правительство делает выбор на несколько лет вперед, как тратить средства. Сегодня правительство сделало выбор в пользу нескольких проектов. Любой из них - это риск, но для страны в целом они в перспективе принесут отдачу. Они свяжут страну сильнее, чем региональные проекты или проекты другого масштаба. Есть личная персональная ответственность за каждые решения, если будут допущены ошибки, серьезные перерасход, полетят головы: моя, министров, руководителя железных дорог.
Однако вложения в инфраструктурные проекты могут не вернуться в ФНБ, так как такие задумки имеют серьезные риски, отметил Дворкович. Но в целом для страны они будут иметь важную социально-экономическую отдачу в течение 15-20 лет.
- Без осуществления крупных проектов наша страна не будет развиваться. Они нужны. Во всем мире есть вопросы удорожания и коррупции, но за это пусть отвечают правоохранительные органы. Это не должно останавливать развития, - считает первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов. - Думап, надо притормозить скорость создания таких проектов, чтобы общество оценило их. Мы избалованы мегапроектами в нашей стране. Нам это позволял бюджет. Для нас это способ создавать новое качество жизни. В долгосрочном порядке - это основа экономического роста.