Об этом министр транспорта Максим Соколов рассказал в интервью "РГ" и поделился, какими видами транспорта он сам предпочитает путешествовать.
Чем минтранс в ближайшее время порадует пассажиров? Слышала, вы разработали план, как сбить цены на авиабилеты.
Максим Соколов: Минтрансом разработана и реализуется "дорожная карта", и она действительно направлена на снижение стоимости авиабилетов. Подготовлены нужные изменения в Воздушный кодекс, касающиеся введения невозвратных тарифов, возможности исключения из тарифа стоимости за питание на борту и обработку багажа.
Это значительно снизит финансовую нагрузку на авиакомпании. Например, совокупная стоимость риска возвратов пассажирами билетов оценивается в размере 36 миллиардов рублей в год. Разумеется, эксплуатанты закладывают этот риск в цену услуги, то есть в конечном итоге все равно платит пассажир.
Также сегодня норма в 10 килограммов включена в цену каждого билета, но далеко не каждый из нас берет с собой 10 килограммов багажа. Но летите ли вы с портфелем или с чемоданом - все равно платите за 10 кг багажа. Поэтому вполне разумно, если пассажир хочет отказаться от этой услуги, дать ему возможность за нее не платить, выбрав нужный ему тариф.
Нововведения, которые широко используются во всем мире, позволят авиакомпаниям снизить цены на билеты и одновременно повысить спектр выбора для пассажиров. А пассажир сам должен выбирать, нужны ли ему чемодан или курица с чаем. Если нужны, он за это заплатит. Я недавно выступал в Госдуме и попросил депутатов ускорить рассмотрение наших законодательных инициатив.
Большое беспокойство у пассажиров вызывает пригородное железнодорожное сообщение.
Максим Соколов: Знаю. Сейчас государство компенсирует РЖД потери доходов, направляя на эти цели ежегодно 25 миллиардов рублей. В следующем году при сохранении этой суммы госсубсидии для РЖД сократятся в два раза, но дополнительную поддержку из средств федерального бюджета получат регионы. Это даст им возможность более гибкого тарифного регулирования.
Не секрет, что городской пассажирский транспорт во многих регионах давно устарел. Федеральные власти помогают решать эту проблему?
Максим Соколов: За прошлый год на 91 единицу обновлен парк воздушных судов. В этом году только Государственной транспортной лизинговой компанией для обеспечения региональных перевозок было приобретено и передано авиакомпаниям 40 самолетов.
Что касается подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, то проблема действительно стоит очень остро. Высокая социальная значимость городских и пригородных пассажирских перевозок, обязывающая транспортные предприятия работать по социально ориентированным тарифам, непрерывно растущая себестоимость перевозок (рост цен на автомобильное топливо, запчасти, повышение заработной платы сотрудникам и пр.) постоянно ухудшают финансовое состояние перевозчиков, они не в состоянии закупать технику на собственные средства.
В прошлом году были предусмотрены субсидии регионам на закупку произведенных на территории государств - участников Единого экономического пространства автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов. Минтранс России уже предоставил 35 регионам России субсидии на сумму более 3,4 миллиарда рублей для закупки 619 автобусов, работающих на газомоторном топливе, 327 троллейбусов и 177 трамваев. У нас есть конкретные предложения по стимулированию использования в регионах экологически чистых видов общественного транспорта.
Около тысячи пассажирских автобусов, приобретаемых для обслуживания олимпийцев за счет субсидий из федерального бюджета, в дальнейшем будут осуществлять перевозки пассажиров в Московской области, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.
А каковы в целом перспективы развития транспортной отрасли?
Максим Соколов: Мы предложили два сценария развития транспортного комплекса на период до 2030 года - базовый и инновационный. Они нашли свое отражение в откорректированной Транспортной стратегии на период до 2030 года, которая недавно была одобрена правительством. В ней определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики.
Исходя из бюджетных ограничений в стратегии определены безусловные приоритеты. Прежде всего речь идет о том, что при любом сценарии необходимо создание условий для снижения транспортных издержек в экономике. Должен быть удовлетворен спрос на грузовые перевозки, выполнены требования, диктуемые членством России в ВТО и развитием единого экономического пространства. Нельзя отказываться от обеспечения соответствующего уровня транспортной безопасности.
Особо подчеркну, что задачи ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока, в том числе снятия инфраструктурных ограничений в этой части страны, могут быть решены исключительно в рамках инновационного сценария. Мы не стоим на месте. Уже стартовали такие значимые проекты для развития промышленности, как строительство новых портов на полуострове Ямал, на Тамани. Объявлен конкурс на проектирование и строительство моста через реку Лену в Якутии, споры о котором велись несколько лет. Идет развитие железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока, северо-запада Черноморского побережья и ряда других. В рамках cтратегии мы планируем реализовать еще более масштабные проекты, такие как модернизация БАМа и Транссиба, строительство высокоскоростных магистралей и дальнейшее развитие Северного морского пути.
Уже несколько лет строится дорога Москва - Санкт-Петербург. Кажется, что эта стройка бесконечна...
Максим Соколов: Просто дорога длинная - 640 километров. Тем не менее мы уверенно идем вперед. По головному участку - от 15 до 58 километра - мы сможем проехать уже в следующем году. Тогда же будет завершен еще один участок этой дороги - обход Вышнего Волочка. Строительство 140-километрового участка со стороны Санкт-Петербурга начнется в 2015 году и должно быть завершено в 2018 году, к началу чемпионата мира по футболу.
А вы сами-то будете пользоваться платной дорогой? Не как министр, а как автолюбитель?
Максим Соколов: Конечно! Я и сейчас, когда бываю в Питере, с удовольствием езжу по Западному скоростному диаметру - платной дороге в обход городских пробок. Большинство автомобилистов, я уверен, предпочтут сэкономить время и воспользуются современной скоростной трассой. Опыт эксплуатации скоростного платного участка автодороги М-4 "Дон" в Липецкой области показывает, что 70 процентов водителей выбирают новую дорогу и лишь 30 процентов бесплатную альтернативу.
Но даже если на новую дорогу уйдет 50 процентов трафика, то на головном участке автодороги М-10 - от МКАД до поворота на Шереметьево - интенсивность снизится до 50 тысяч автомобилей в сутки, что почти соответствует нормативу. Сегодня же автотрасса М-10 "Россия" Москва - Санкт-Петербург является наиболее загруженной в стране.
Вы какой транспорт предпочитаете?
Максим Соколов: Для своих поездок чаще всего выбираю самолет. Если учесть, что в среднем дважды в неделю езжу в командировки, то других вариантов у меня просто нет. Согласитесь, что в нашей стране с ее огромными расстояниями этот вид транспорта играет особую роль. Тем более что наши авиакомпании сейчас активно развивают маршрутную сеть, работают над качеством обслуживания пассажиров. Хотя с удовольствием проехал бы на поезде, чтобы неспешно полюбоваться пейзажами.
Вне работы очень люблю велосипед. Как министра транспорта меня очень радует, что во многих городах власти стали его активно развивать. Благодаря усилиям правительства Москвы для многих горожан велосипед уже стал хорошей альтернативой традиционным видам транспорта. В этом году в Москве было установлено 79 велосипедных станций, закуплено 1000 велосипедов, организовано одна тысяча 189 велопарковок на 11 тысяч 500 мест. У моих коллег большие планы - в будущем году географию сети прокатных станций планируется расширить до пятисот, в общей сложности на пять тысяч велосипедов.
Недавно я был в Казани и с удовольствием проехал на велосипеде по городу. Этим летом там также был запущен проект городского проката. Знаю, что аналогичные проекты заработали в Питере и других городах.
Насколько я слышала, вы увлекаетесь охотой, а здесь на чем добираетесь?
Максим Соколов: Это в значительной степени зависит от того, где охочусь. Чаще всего использую внедорожник, иногда приходится пользоваться и вездеходом. Но непосредственно на охоте транспорт никогда не использую, стараюсь быть поближе к природе. Наверное, поэтому очень люблю лошадей - это важная часть моей жизни и давнее увлечение всей семьи. Это и спорт, и привязанность, и положительные эмоции. Мои близкие часто составляют мне компанию в конных прогулках.
Хватает времени на общение с родными?
Максим Соколов: Для меня, как и для многих моих коллег, это больная тема. Очень переживаю, что не могу быть с близкими столько, сколько хочу и сколько необходимо. Понимаю, что многое теряю, когда не вижу, как растут дети, не могу уделить должного внимания родителям и супруге. Но я стараюсь! К счастью, мои близкие относятся к этому с пониманием и терпением, за что я им очень благодарен.
Вчера у вас был юбилей. Поздравляем! А как вы отмечаете семейные праздники, есть ли какие-то традиции?
Максим Соколов: Как правило, мы отмечаем праздники не только всей семьей, но и с друзьями, по возможности на природе. В нашей компании все очень активны, поэтому всегда стараемся устроить какие-нибудь соревнования - волейбол, хоккей, лыжи и т. д. Любим все вместе сходить на каток или погонять летом на велосипедах, зимой на снегоходах. Как видите, ничего особенного, но сейчас, в моей чиновничьей жизни, такие дни большая редкость, оттого они мне особенно дороги.