01.10.2013 00:40
Экономика

Современная система кредитных рейтингов требует реформирования

Систему кредитных рейтингов необходимо пересмотреть
Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - : №38 (916)
Специалисты уверены, что решающую роль в кризисе 2008 года сыграло несовершенство системы кредитных рейтингов. Однако и сегодня она основывается на тех же принципах. Гуань Цзяньчжун, председатель совета директоров Universal Credit Rating Group (UCRG) и президент рейтингового агентства "Дагун" (КНР) рассказал, какие реформы необходимы в области кредитных рейтингов и почему в этом заинтересована Россия.
Читать на сайте RG.RU

- Почему вы считаете, что современная система кредитных рейтингов требует реформирования?

- Сегодняшняя система кредитных рейтингов стала одной из причин мирового кризиса 2008 года. Это достаточно ясно всем, но по прошествии пяти лет после экономического кризиса ничего не сделано для того, чтобы провести реформу системы кредитных рейтингов. Мы считаем, что отсутствие решений в этой области приведет к неминуемому увеличению рисков и, как следствие, новому кризису.

- В чем основной недостаток нынешней системы?

- Причиной международного финансового кризиса стало то, что развитые страны-должники злоупотребили своим положением и превысили свои возможности по потреблению и заимствованию финансовых ресурсов. И в этом сыграла решающую роль система кредитных рейтингов, которая сейчас доминирует в мире. Дело в том, что эта система позволила заемщикам получить оценку выше, чем та, на которую они могли объективно рассчитывать. Это привело к тому, что глобальные инвесторы были сбиты с толку, они не были предупреждены о реальных рисках.

Все мы наблюдали, чем это закончилось, как лопнул этот финансовый пузырь, наблюдали меры количественного смягчения. Очевидно, что, печатая больше долларов, США злоупотребляют доверием к себе как к заемщику. С другой стороны, недавнее сообщение Федеральной резервной системы США о возможном скором сворачивании программы количественного смягчения вызвало потрясение на рынках. Иными словами, финансовый мир продолжает полагаться на количественное смягчение как на драйвер роста. Это говорит нам о том, что люди не выработали правильного понимания того, что же было коренной причиной кризиса.

Чтобы реформировать современную систему кредитных рейтингов, нужно исходить из интересов всего человечества, а не отдельных стран-должников

- Каким вы видите выход из этой ситуации?

- Сегодня все острее ощущается потребность в том, чтобы мировая глобальная система рейтингов могла выражать объективное и непредвзятое суждение о том, каковы уровни рисков должников. Эту задачу можно было бы решить путем создания нового рейтингового агентства с международным охватом. Действуя таким образом, мы сможем помочь мировому финансовому сообществу лучше понимать риски стран-должников.

- Что именно в системе кредитных рейтингов нуждается в реформировании?

- Сегодняшняя система глобальных рейтингов построена на американской системе. Кредитные рейтинговые агентства, происходящие из стран-должников, используют методики, основанные на особенностях рынков стран-должников. Когда эти же критерии применяются для оценки стран-доноров и компаний из таких стран, то результат получается искаженным. Поэтому, чтобы реформировать современную систему кредитных рейтингов, нужно исходить из интересов всего человечества, а не отдельных стран-должников.

UCRG видит свою миссию именно в этом. Создавая совместное предприятие с российским агентством "Рус-Рейтинг" и американским Egan Jones Ratings, мы исходили из того, что к нам присоединятся коллеги из других стран. Что, собственно, уже происходит.

Еще одна идея - создание международной системы регулирования на пути сотрудничества соответствующих государственных органов и выработки стандартов рейтинговой деятельности. Мы считаем, что это в интересах правительств.

- Чем реформирование системы кредитных рейтингов может быть интересно России?

- Россия заинтересована во внешних инвестициях. А для этого необходимо обеспечить объективную оценку кредитного потенциала страны. Это скажется положительно на позициях РФ на международных рынках капиталов. А инвесторы из основных стран-кредиторов получат стимул для того, чтобы инвестировать в Россию. Мы полагаем, что российское правительство заинтересовано в том, чтобы поддержать создание независимой и непредвзятой рейтинговой системы.

- Если с рынка уйдут нынешние крупные игроки, кто займет их место?

- Мы не говорим о том, что существующие сегодня рейтинговые агентства должны уйти. Они выполняют свои функции, и к тому же в большинстве случаев они тесно сплетены с экономикой и политикой ведущих стран. Даже несмотря на то, что некоторые рейтинговые агентства представляли частично неправильные оценки перед кризисом, без внешнего рейтинга кредитоспособности экономика существовать не может.

В наши задачи не входит устранение с рынка существующих рейтинговых агентств. Цель - создать новую концепцию "двойного" рейтинга, основным отличительным элементом которого станет независимость национального рейтинга от рейтинга по международной шкале. Мы исходим из того, что для каждой страны национальная шкала должна быть индивидуальной. И точность национальных рейтингов в этом случае будет обеспечиваться за счет участия местных рейтинговых агентств из разных стран в работе рейтингового агентства с международным охватом.

Финансы