Для интеграции ГЧП в российское законодательство и установления единых "правил игры" для всех участников процесса правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную Думу подготовленный Минэкономразвития России проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", принятие которого планируется в текущем году. Федеральный закон консолидирует нормативную базу ГЧП, создаст единый понятийный аппарат, определит формы ГЧП, ответственность, права и обязанности частного и публичного партнеров. Вместе с тем нужно понимать, что федеральный закон, как правило, является нормативным правовым актом, который определяет основополагающие рамочные условия ведения деятельности в той или иной сфере. Именно в данном ключе мы приходим к пониманию того, что дальнейшее устойчивое развитие ГЧП невозможно без единой методической базы, определяющей порядок применения этого механизма всеми заинтересованными сторонами - представителями публично-правовых образований в лице органов государственного и муниципального управления, частными партнерами, кредитными учреждениями, консультантами, отраслевыми специалистами.
Экспертным сообществом по инициативе Центра развития ГЧП при поддержке минэкономразвития на площадке Комитета ТПП России по ГЧП подготовлен проект методических рекомендаций по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ. Акцент на регионы в названии документа сделан не случайно - именно на региональном уровне существует наибольшая потребность в новом строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Здесь также нужно понимать, что ГЧП - это не государственный заказ, а более сложный процесс, который, как правило, направлен на создание или реконструкцию объектов инфраструктуры, которые имеют важное социальное значение, а также имеют значительный горизонт планирования - от 10 и более лет. В этой связи необходимо проведение детального исследования по техническим, юридическим, финансовым аспектам проекта, оценки рисков его реализации. В свою очередь публичная сторона в лице заказчика должна обладать достаточным уровнем компетенции, отлаженной и гибкой системой межведомственного взаимодействия, выстроенным административным аппаратом для объективного восприятия и оценки результатов исследования по указанным выше направлениям, в том числе для квалифицированной подготовки технического задания по проекту ГЧП. Отсутствие методики и неоднородность подходов к оценке эффективности применения механизма ГЧП создает дополнительные риски, связанные в том числе с нецелевым расходованием бюджетных средств.
В предлагаемых методических рекомендациях выделяется два основных взаимосвязанных блока: первый - это подход к формированию государственной политики в сфере ГЧП, и второй - подход к управлению непосредственно проектом ГЧП. В первом блоке для органов региональной власти сформулирован перечень конкретных шагов, направленных на создание единой системы государственного управления и администрирования процесса ГЧП в регионе - это вопросы, касающиеся в том числе анализа существующей региональной правовой базы, создания специальной структуры при органах государственной власти ("координатора" проектов ГЧП), утверждения системы межведомственного взаимодействия, организации проведения программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам ГЧП, определения приоритетных отраслей и формирования перечня пилотных проектов. Отдельное внимание уделено вопросу формирования пула операторов, кредитных учреждений, инвесторов и консультантов, встраиванию системы государственного управления ГЧП в программные документы и региональную стратегию развития.
Второй блок содержит методические рекомендации по реализации проекта ГЧП: управление проектами ГЧП, оценка рисков по проекту, определение оптимальной формы ГЧП для осуществления проекта и механизма его финансирования, а также подходы к мониторингу и осуществление функции контроля.
Процесс реализации каждого конкретного проекта в рамках утвержденного "методического" коридора, но с учетом его отраслевой и технологической специфики, интегрированный в единую утвержденную региональную систему государственного управления ГЧП в субъекте РФ, создаст устойчивый фундамент для системного и продуктивного взаимодействия государства и частного партнера, что является одним из необходимых условий для расширения практики применения механизма ГЧП при решении вопросов по развитию инфраструктуры.