01.10.2013 00:41
Экономика

Кампания по упорядочению наружной рекламы в Москве идет полным ходом

Кампания по упорядочению столичной наружной рекламы идет полным ходом
Текст:  Ирина Мансурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №219 (6195)
Читать на сайте RG.RU

С начала осени все вывески в центре Москвы должны были быть приведены к единому формату, новому дизайн-коду, разработанному столичным комитетом по архитектуре и градостроительству еще летом текущего года. Городские власти уже заявили о том, что согласно КоАП штраф для владельцев "неформатных" вывесок может составить до 1 млн рублей.

Таким образом в Москве продолжается начатая еще в начале этого года кампания по упорядочению наружной рекламы. Напомним, что за последнее время в этой области было принято и заработало множество законодательных инициатив и новых правил, призванных максимально четко регламентировать ситуацию в этой сфере.

Так, еще в ноябре 2012 года были приняты новые правила размещения конструкций наружной рекламы, а в июне 2013-го - схема размещения рекламных объектов. С начала этого года в городе начался демонтаж крупных рекламных конструкций, не соответствующих новому законодательству. Из города уже почти исчезла крупноформатная реклама, причем не только в историческом центре, но и на особо охраняемых территориях и в природных зонах. Количество конструкций сократилось в разы.

Вместе с тем ставить точку в решении проблем рынка наружной рекламы в Москве пока еще рано. Очевидно, что городским властям удалось навести порядок в сегменте "крупных" рекламных форматов. Город освободился от излишних конструкций, и сейчас ситуация на рынке стабильна и понятна. Но в части "мелкой" наружной рекламы, которая в изобилии присутствует на улицах столицы, работы еще предстоит много. Речь идет в первую очередь о рекламных указателях, вывесках и даже телефонных будках.

Надо признать, что в Москве до сих пор не существует единой системы городской навигации. Разномастные указатели часто совмещены с рекламой и размещаются не там, где они больше всего нужны, а в местах наибольшего скопления людей (территории у станций метро, например), там, где хорошо продается реклама. Для сравнения: в большинстве мировых столиц система городского ориентирования вообще не содержит рекламу, так как власти понимают, что она должна быть направлена на удобство жителей и туристов, а не на выгоду рекламодателей.

Решение проблемы рынка наружной рекламы малого формата состоит в строгом соблюдении новых законодательных изменений

"Очевидно, что дальше будет идти процесс систематизации выделения мест под рекламу, так называемых малых форм. Потому что, во-первых, сейчас зачастую это если не криминализированная, то какая-то серая схема. А во-вторых, если речь идет о дорожных указателях, то необходимо снижать информационную нагрузку на водителя, потому что это приводит к переутомлению, что на самом деле опасно, поскольку отвлекает от дороги", - рассуждает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Отметим, что согласно ныне действующему законодательству (ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О рекламе") распространение рекламы на опорах городского освещения или любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, категорически запрещено. Однако они до сих пор там размещаются.

Вне закона, похоже, оказываются и недавно установленные по всему городу таксофоны. Очевидно, таким образом некие игроки рынка полагают обойти действующее законодательство. Владельцы таксофонов не скрывают, что их цель - заработать на установке телефонных будок за счет размещения на них рекламных объявлений. Власти города в начале сентября уже пообещали проверить законность установки подобных рекламных конструкций, однако пока что решения об их демонтаже не принято.

Систематизировать рынок наружной рекламы малого формата необходимо и в части вывесок. По итогам недавних проверок выяснилось, что 60% (!) всех существующих в городе вывесок - нелегальны.

При этом с начала года в Москве стартовал эксперимент по введению новых правил размещения вывесок на фасадах зданий. Отныне все вывески предполагается привести к некой единой концепции информационного оформления. Незаконные же конструкции, по идее, должны были бы быть демонтированы, а их владельцы оштрафованы.

Но пока ситуацию можно охарактеризовать так: ни мира, ни войны. С чем связана такая "мягкость", не совсем понятно, ведь есть четкие законодательные нормы, предписывающие убирать "неформат" с улиц.

В этом смысле весьма показателен опыт Санкт-Петербурга, где в этом году было принято решение о возрождении должности главного городского художника, которому в числе прочего и будет поручено разрабатывать концепции и следить за эстетическим оформлением наружной рекламы малого формата. "Принципиально важно иметь такую должность в Санкт-Петербурге. В городе огромное количество требующих внимания малых архитектурных форм, крупногабаритной рекламы, фасадных элементов. Их надо привести к единому общегородскому стилю", - заявил глава комитета по градостроительству и архитектуре городского правительства Олег Рыбин.

По мнению аналитиков, Москве при упорядочении рынка "малых рекламных форм" также не обойтись без соответствующих экспертиз. "Я думаю, что каждая вывеска должна быть вписана в градостроительный план. Не просто регистрироваться, что будет именно такая вывеска, а чтобы каждая проходила экспертизу, хотя бы минимальную, культурологическую. Потому что есть старые районы Москвы, есть новые, и одна и та же вывеска будет по-разному смотреться", - рассуждает член Общественной палаты, президент Центра социальных и политических исследований "Аспект" Георгий Федоров.

На самом деле решение проблемы рынка наружной рекламы малого формата, отмечают аналитики, лежит на поверхности. Достаточно лишь строго соблюдать уже вступившие в силу новые законодательные изменения.

Бизнес