01.10.2013 20:10
Культура

Почему классик детской литературы покидает Тюмень?

Текст:  Анатолий Меньшиков
Тюмень в печали. Владислав Крапивин, классик, если не мировой, то уж - определенно - отечественной детской литературы, второй раз в своей жизни покидает родной город. Теперь уже навсегда.
Читать на сайте RG.RU

Его поклонники гадают, отчего человек отвергнул Тюмень. Многие склонны думать, что прозаика все-таки недооценили, обидели. К примеру, тем, что не удостоили звания почетного гражданина города. В качестве своеобразной компенсации морального вреда депутаты новоизбранной гордумы из рядов системной оппозиции предложили присвоить какой-нибудь улице имя писателя. Тем более, что предстоит переименовать в расширенных границах муниципального образования с сотню улиц-двойняшек.

Когда в 2007 году прозаик распрощался с Екатеринбургом, где прожил 57 лет, включая годы учебы на факультете журналистики Уральского госуниверситета, уральцы тоже горевали, укоряли собственные власти: не дорожите, мол, классиком, не создаете ему комфортных условий для творческих дерзаний. А хваткая Тюмень взяла да соблазнила.

Сибирский губернатор сам переговоры вел. Город детства был подчеркнуто щедр: "возвращенцу" сразу дали просторную квартиру в историческом квартале, присвоили профессорское звание. В дореволюционном особняке, в двух шагах от здания мэрии, открылся постоянно действующий музей-выставка Владислава Крапивина.

И вот, накануне 75-летия (исполнится 14 октября) писатель дал понять, что возвращается в Екатеринбург. Тюмень готовилась пышно справить юбилей, продемонстрировать миру сокровище - живого классика. Как теперь? И что, собственно, случилось? Владиславу Петровичу не хватило почета?

Он, к сведению, все-таки почетный гражданин. Екатеринбурга. На присвоении Крапивину аналогичного общественного звания настаивала в 2010 году группа севастопольцев - "за вклад в формирование художественного образа города в мировой литературе". Не получилось, тамошние депутаты предпочли поощрить винодела. Однако глава черноморского муниципалитета, почувствовав себя, вероятно, неловко, наградил уральца почетным знаком "За заслуги перед городом".

В Тюмени писателя "прокатывали" с почетом трижды. В 2003-м он априори не мог составить конкуренцию "лицу Тюмени за зубчатой стеной" - Геннадию Райкову, председателю партии и депутатской группы Госдумы. Тогда правительство РФ вознамерилось лишить область доли нефтяной ренты, а парламентарий с соратниками "отстоял сотни миллиардов рублей". Уж они, понятно, томов премногих тяжелей. Губернатор лично обратился к гордуме с просьбой признать заслуги Райкова. Правда, о них половина горожан, доложили социологи, не догадывалась. Проголосовав поименно, депутаты выразили сожаление, что Крапивин не прошел, и посоветовали выдвинуть его в следующий раз.

Но раз на раз пришелся. В 2006-м вновь сошлись две неравновесных "народных кандидатуры". На одной чаше весов экс-капитан "Каравеллы", за которого инициативная группа, к изумлению депутатов, за три дня собрала вместо требуемых 500 подписей - 900. На другой - экс-губернатор Сергей Собянин, которому годом ранее региональные законодатели присвоили звание почетного гражданина области. Власти нервничали из-за "не политкорректности ситуации". Обижать Крапивина не хочется, однако вакансия-то одна. Социологи выручили, огласив данные опроса. Патриарха детской литературы знает  лишь каждый пятый житель города, тогда как федерального политика - 99 из 100. За присвоение звания последнему высказались 84 процента респондентов. За земляка-писателя - вшестеро меньше.

К слову, с 1876 года в заветный список включено 44 человека. Восемь из них - деятельные граждане царской эпохи. В советскую процедуру возобновили с Юрия Гагарина. Он в лучшем случае пронесся над Тюменью. Другой почетный космонавт Тюмени Павел Беляев хоть разок, да заскочил в город. Переживает ли Владислав Петрович, что не оказался в звездном ряду? По его словам, к мудреным выборным раскладкам он стремится относиться мудро и с иронией. Слава богу.

Вернемся к потенциальной улице имени Крапивина. Допустим сей вариант, позабыв о законодательном табу. Изредка именами известных людей еще при их жизни называют отдельные объекты (опущу Сталина, Ленина, Туркменбаши, Ким Ир Сена, прочих вождей). Город Вашингтон, пик Бориса Ельцина, улица Гагарина, аэропорт Леха Валенсы, проспект Владимира Путина, острова Королевы Елизаветы. Льстит ли Владиславу Петровичу идея экстренного увековечения - не знаю. Что касается мнения горожан, то в зеркале импровизированного опроса своих читателей популярным интернет-изданием "уличное" предложение получило второе место с 11,6 процента. За присвоение почетного гражданина настаивает каждый десятый. За посадку тополиной аллеи имени Крапивина в центре города - 6,6 процента. Смотрите, что на первом месте (25,5 процента): "Читать его книги и воспитывать на них детей". На мой взгляд, лучшего не пожелаешь.

Тюменский период вышел плодотворным: написано 10 книг, по мотивам произведений снято несколько новых художественных лент. Через крапивинскую "Школу литературного мастерства" прошли десятки талантливых молодых людей. Это ли не успех? Порадуемся за мастера. И поймем его. В Екатеринбурге у него сын, внуки, старые друзья. Да и возраст дает знать. "Я благодарен Тюмени", - эту фразу неустанно, как бы в оправдание, произносит в последние дни Крапивин.

Не переживайте, Владислав Петрович. Живите там, где дышится. Пишите. До-о-лго пишите. И по мере возможности заглядывайте на огонек своего детства.

Литература Тюмень Екатеринбург Урал и Западная Сибирь