01.10.2013 00:40
Экономика

Через реки Кама и Буй концессионер построит мостовые переходы

Через реки Кама и Буй концессионер построит мостовые переходы
Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №38 (916)
Сегодня в рамках Инвестиционного форума "Россия зовет!" состоится церемония подписания трехстороннего соглашения по концессионному проекту строительства мостов через реки Кама и Буй в Удмуртской Республике. Соглашение о взаимодействии Удмуртской Республики, ВТБ и консорциума "Региональная инвестиционная компания" (концессионер) засвидетельствует финансовое закрытие проекта, которого ждали с мая 2012 года.
Читать на сайте RG.RU

- Проектное финансирование пока еще довольно редкое явление в России. До настоящего времени закон о концессиях для целей строительства автомагистралей применялся лишь в нескольких федеральных проектах. В Санкт-Петербурге строительство Орловского тоннеля также предполагалось на базе концессионного соглашения, однако привлечь финансирование под проект в необходимых объемах не удалось. Проект в Удмуртии можно считать первой региональной концессией в транспортном секторе, а для региона - одной из самых амбициозных и важных задач, - рассказала "РБГ" Ольга Ревзина, партнер международной фирмы Herbert Smith Freehills - юридического консультанта ВТБ по условиям и структурированию сделки.

Объект концессионного соглашения включает участок автодороги Ижевск - Сарапул - Камбарка, мостовой переход через реку Кама у города Камбарка (длина 1081,6 м), участок автодороги Камбарка - граница Башкирии, мостовой переход через реку Буй (длина 223,5 м), а также пункты для взимания платы с владельцев автотранспортных средств. После завершения строительства объект будет оформлен в собственность Удмуртии и передан концессионеру до конца срока соглашения (49 лет) для его технического обслуживания и взимания платы за проезд по платным секциям (мостам). Общая стоимость проекта составит 14 млрд рублей - это средства федерального и регионального бюджетов, а также собственные и привлеченные финансы инвестора.

Сейчас связь регионов через реки Кама и Буй осуществляется через паромные переправы. Строительство мостов позволит обеспечить бесперебойное движение транспортных потоков между Татарстаном, Башкортостаном, Удмуртией, рядом областей Предуралья и Урала. Значимость проекта переоценить сложно, и инициатива его реализации получила поддержку на федеральном уровне - финансирование будет осуществляться в том числе за счет средств Инвестфонда РФ. Концессионер по проекту был определен по итогам конкурса, им стало простое товарищество - консорциум "Региональная инвестиционная компания".

Несмотря на то что закон о концессионных соглашениях прямо предусматривает возможность участия на стороне концессионера простого товарищества, - поведала подробности Ольга Ревзина, - на практике консорциумы для участия в российских ГЧП предпочитали создавать специальные проектные компании. Заключая соглашение о ГЧП в одном лице, инвесторам проще структурировать смежные сделки, кредитно-обеспечительную документацию, привлечь банковское финансирование и подрядчиков. В связи с этим долгое время стороны проекта не могли добиться окончательной договоренности по условиям концессионного соглашения и кредитной документации.

Кроме того, необходимым условием для привлечения проектного финансирования от банков является наличие прямого соглашения с субъектом РФ. В некоторых российских проектах с участием международных кредиторов такие соглашения с банками регулируются иностранным правом.

- Подчинение прямых соглашений российскому законодательству может быть сопряжено с некоторыми юридическими рисками, связанными с недостаточной гибкостью российского права. В России отсутствует практика правоприменения некоторых стандартных для проектного финансирования принципов и юридических концепций, которые признаются и защищаются в рамках иностранного, например английского, права, - отмечает Ольга Ревзина. - Однако в данном проекте все договоры регулируются по российскому праву. Из-за этого срок финансового закрытия проекта неоднократно переносился. Но все же компромисс был найден.

Финансовое закрытие этого проекта - еще одно доказательство того, что в регионах России есть возможности привлечения проектного финансирования и перспективы развития ГЧП в дорожном секторе.

- Строительство дорог и аэропортов является востребованной сферой реализации ГЧП-проектов в России, - подчеркивает юрист практики ГЧП юридической фирмы Art de Lex Ольга Пудина. - К регионам, успешно реализующим транспортные проекты, следует отнести Санкт-Петербург, Ленинградскую и Московскую области. Самым успешным проектом ГЧП в сфере транспорта является проект реконструкции и развития аэропорта Пулково, который в марте 2013 года вошел в состав лучших проектов ГЧП мира. Достоинствами проекта, в частности, являются финансирование проекта полностью за счет средств частного инвестора и принятие им на себя 100% риска.

Инициатива в реализации проектов ГЧП в подавляющем большинстве случаев зависит от публичного партнера (государства), а не от бизнеса. Чем выше уровень территориального образования, заинтересованного в реализации проекта, тем больше ресурсов (и административных, и финансовых) для его "проталкивания" в региональных и федеральных ведомствах, уверен Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа":

- Если муниципальные образования региона не договорились между собой о порядке реализации проекта (принцип лебедя, рака и щуки), им будет сложнее, чем городу-миллионнику. Многое зависит от уровня проекта и от необходимого финансирования. Велика зависимость и от общественной значимости проекта, на это власти вынуждены обращать внимание при принятии решений. Идея ГЧП - в сотрудничестве власти и бизнеса при решении социально значимых задач, так что если предположить, что частный инвестор будет "проталкивать" проект, ему сначала нужно доказать социальную значимость, причем желательно на федеральном уровне.

Инфраструктура Удмуртия Башкортостан Татарстан Приволжье Башкортостан Волга-Кама