В день "рождения" "горбатого" мы нашли несколько интересных фактов об автомобилях "Запорожец".
1. Практичность "Запорожца" позволяла достаточно оперативно и без больших затруднений устранять некоторые поломки и повреждения. Например, заднее и лобовое стекло были идентичными и взаимозаменяемыми: в случае повреждения переднего стекла, можно было на время установить вместо него заднее.
2. Как и некоторые другие советские автомобильные заводы, "ЗАЗ" наладил производство экспортных моделей для стран третьего мира. Существовала даже праворульная версия "Запорожца".
Автомобили "ЗАЗ-968". Фото:Владимир Акимов /РИА Новости www.ria.ru
3. В наши дни у многих "Запорожец" ассоциируется прежде всего с "инвалидками" - специальными комплектациями автомобиля для людей с ограниченными возможностями. Что не удивительно: к концу восьмидесятых модели, производимые ЗАЗом, в значительной степени устарели и утратили свою популярность. Но, в то же время, долгие годы в СССР только этот завод производил автомобили для инвалидов, поэтому "Запорожцы" к концу XX века заняли именно эту узкую нишу.
4. По разным современным оценкам, "Запорожец" стоил в два раза дешевле автомобилей, производимых в Тольятти, и в три раза дешевле горьковской "Волги". Его стоимость составляла примерно 1 800 послереформенных рублей и, по полушуточной легенде, определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.
5. Исходя из средней зарплаты в СССР начале 60-х годов, на "Запорожец" можно было накопить за полтора - два года. Если, конечно, выделять на эти цели все заработанные деньги.
6. Один из прототипов "Запорожца", разработанный в середине 50-х и получивший название "Белка", имел интересную особенность: вместо открывающихся дверей он обладал откидным передом кузова. Такая конструкция оказалась не слишком безопасной и была отвергнута. Однако нечто подобное сейчас можно наблюдать в некоторых концепт-карах.
7. Пассажир переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968 мог обнаружить у себя под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и наслаждаться зимней рыбалкой, не выходя из машины.
ЗАЗ-968 «Запорожец». Фото:Алексей Филиппов /ИТАР-ТАСС
8. Продукция Запорожского завода никогда не избегала ироничных прозвищ, которые укоренились в народе и известны до сих пор: модель 965 превратилась в "горбатый", воздухозаборники ЗАЗ-966 сделали его "ушастым", а когда в комплектации ЗАЗ-968М их не оказалось, она была прозвана "мыльницей".